Арман Гийомен

АРМАН ГИЙОМЕН. ВИД НА СЕНУ, ПАРИЖ

 

АРМАН ГИЙОМЕН. ВИД НА СЕНУ, ПАРИЖ

1871 г. Музей изобразительных искусств, Хьюстон

Арман Гийомен не относится к числу наиболее известных импрессионистов, тем более что свой путь он искал долго. Из-за бедности художник много лет был вынужден совмещать рисование с различными «нехудожественными» способами заработка — например, службой на железной дороге. Возможно, именно это знание изнанки жизни придавало его картинам достоверность и свежесть?

 

 

 

АРМАН ГИЙОМЕН. СНЕЖНЫЙ ПЕЙЗАЖ В КРОЗАНТЕ

 

АРМАН ГИЙОМЕН. СНЕЖНЫЙ ПЕЙЗАЖ В КРОЗАНТЕ

1895 г. Музей изобразительных искусств имени Андре Мальро, Гавр

Критики обычно отмечают удачные поиски Гийомена в области цвета, а вот в плане композиции художник обычно подражал «старшим товарищам», не очень уверенно чувствуя себя в этой области. Его «Снежный пейзаж» можно считать новаторским в плане отображения снежной равнины как сочетания розовых, лиловых и даже красноватых оттенков. Хорошо видно влияние Писсарро, с которым Гийомен был дружен.

 

 

 

АРМАН ГИЙОМЕН. ЗАКАТ В ИВРИ

 

АРМАН ГИЙОМЕН. ЗАКАТ В ИВРИ

1873 г. Музей д’Орсе, Париж

Вполне обычное для того времени сочетание на полотне природных красот и примет индустриального развития: на фоне заката над рекой дымят трубы. Но Гийомен делает свое произведение невероятно смелым и резким по цвету, окрашивая небо в оранжевый и темно-синий, что придает дымящим трубам на его фоне несколько зловещий оттенок, несмотря на умиротворенный, безветренный пейзаж.

 

 

 

АРМАН ГИЙОМЕН. НАБЕРЕЖНАЯ В СНЕГУ

 

АРМАН ГИЙОМЕН. НАБЕРЕЖНАЯ ДЕ ЛЯ ГЯР В СНЕГУ. 1872 г.

 

 

 

АРМАН ГИЙОМЕН. НАБЕРЕЖНАЯ В СНЕГУ

 

АРМАН ГИЙОМЕН. НАБЕРЕЖНАЯ В СНЕГУ

Ок. 1893 г. Институт искусств Стерлинга и Франсин Кларк, Уильямстаун

По долгу службы художник был привязан к городу, и поэтому часто изображал то, что постоянно видел вокруг: вокзалы, набережные, портовые постройки, заводские корпуса... Его ранние работы по исполнению и по стремлению запечатлеть мимолетные состояния близки к работам Моне, а по насыщенному цвету — к лучшим пейзажам Писсарро.

 

 

 

АРМАН ГИЙОМЕН. НАТЮРМОРТ

 

АРМАН ГИЙОМЕН. НАТЮРМОРТ

1872 г. Музей д’Орсе, Париж

Натюрмортов в наследии Армана Гийомена немного, но можно сказать, что для них характерно все тоже, что и для его пейзажей: смелый цвет, глубина, увлеченная игра с техниками исполнения. Как и у большинства импрессионистов, натюрморты у Гийомена — не величественное представление даров природы, а непритязательная зарисовка из жизни.

 

 

 

АРМАН ГИЙОМЕН. РЕКА

 

АРМАН ГИЙОМЕН. РЕКА

1890 г. Музей Израиля

На первом плане сидят в лодочках рыбаки. Судя по одежде, это не представители низших слоев, для которых рыбалка — способ прокормиться, а вполне состоятельные парижане, желающие провести время на лоне природы. А на втором плане — причал, парусники и у горизонта — снова гигантские дымящие трубы... «Жизнь как она есть» — девиз импрессионистов.

 

 

 

АРМАН ГИЙОМЕН. ПОСЛЕ ДОЖДЯ

 

АРМАН ГИЙОМЕН. ПОСЛЕ ДОЖДЯ

Ок. 1887 г. Музей д’Орсе, Париж

Окраина деревни. Дождь закончился недавно, песчаная дорожка еще пропитана водой, а листья деревьев отяжелели и потемнели... Крыши сельских домиков — красные, коричневые, серые — блестят на солнце. Но облака уже ушли, небо снова приобрело знойный золотистый летний оттенок. Но, возможно, это не первый и не последний за сегодня дождь...