Тициан Вечеллио - художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Его имя стоит наравне с величайшими мастерами живописи, среди которых можно назвать Микеланджело, Рафаэля и Леонардо да Винчи.
Тициан. Картины художника
- Тициан. Любовь небесная и Любовь земная
- Тициан. Сизиф
- Тициан. Конный портрет Карла V
- Тициан. Флора
- Тициан. Возвещение Мальчиостро
Тициан. Любовь небесная и Любовь земная
1514 г. Галерея Боргезе, Рим
Существует множество трактовок этого произведения. Самое популярное: девушка в платье — олицетворение чистоты и непорочности, а обнаженная красавица — аллегория чувственной любви и страсти. По одной из версий, моделью для обеих фигур послужила возлюбленная Тициана — Виоланта. Как бы то ни было, язык цвета здесь весьма прозрачен: девушка, олицетворяющая «любовь небесную», одета в нежного оттенка серебристо-голубое платье, а ее «противоположность» окутана спадающим с плеч пламенеющим оранжево-алым плащом.
Тициан. Сизиф
1549 г. Музей Прадо, Мадрид
Сюжет картины хорошо всем известен: коринфский царь Сизиф за то, что обманул богов, был осужден вечно тащить на вершину горы огромный камень. Как только Сизиф достигал цели, камень срывался и катился вниз. Приходилось начинать все заново. Последние лучи закатного солнца освещают склон горы. Голова и лицо Сизифа, катящего огромный валун, почти не видны — их заслоняет край лежащего на его плечах камня. Ощущение нечеловеческого напряжения, безысходности и бессмысленности труда усиливают мрачные коричневые тона, а мускулы героя по своей фактуре почти неотличимы от каменной глыбы. Художник едва намечает широкими мазками окружающий Сизифа ландшафт, тем самым концентрируя наше внимание на происходящем. Выражение «Сизифов труд» получает в этой картине зримое воплощение.
Тициан. Конный портрет Карла V
1548 г. Музей Прадо, Мадрид
Император, облаченный в доспехи, восседает на вороном коне, рвущемся вперед. «Эффект движения» усиливают тревожный холодноватый колорит неба и резкие линии облаков. В сочетании с прихотливой линией древесных крон (Карл V как будто выезжает с опушки леса) все это создает ощущение дуновения осеннего ветра, мощной, но сдержанной энергии.
Тициан. Флора
Ок. 1515-1517 г. Уффици, Флоренция
Флора — древнеримская богиня весны и цветов — обычно изображалась в виде юной девушки, украсившей себя венком и гирляндами, сопровождаемой бабочками, мотыльками и птицами. На полотне Тициана мы видим цветы лишь в виде небольшого букетика в руке девушки. «Цветение» здесь олицетворяет ее собственная красота: белоснежная кожа, чувственная фигура, золотистые волосы. Кто служил моделью — достоверно неизвестно, возможно, уже знакомая вам Виоланта.
Тициан. Возвещение Мальчиостро
Ок. 1520 г. Собор Тревизо
История собора в Тревизо началась еще в VI веке, но впоследствии его много раз перестраивали. Часовня Мальчиостро была пристроена в 1520-х годах и дала название произведению, которое иллюстрирует известнейший сюжет Священного Писания. Тициан создал его специально для этого храма. Пространство картины словно пронизано светом, и это ощущение еще больше подчеркивается стремительным движением слетающего к Деве Марии архангела. Прихотливые складки одежд контрастируют с четкими статичными линиями плит пола и колонн, привлекая внимание к фигурам персонажей.