Гюстав Курбе. Лиса на снегу
1860 г. Музей искусств Далласа
Курбе вошел в историю живописи как один из зачинателей реализма. «Реалисты» считали, что задача искусства — как можно более достоверное отражение действительности. Это не столько стиль, сколько «эстетическая позиция» художника. Импрессионизм чуть позднее родится именно как ответвление реалистической живописи. «Лиса на снегу» — явное достижение Курбе как анималиста.
Гюстав Курбе. Порыв ветра
Ок. 1865 г. Музей изобразительных искусств, Хьюстон
Очень динамичное произведение: борьба солнца и туч, борьба света и тени передана при помощи резких, напряженных линий облаков и ветвей деревьев. Надвигается гроза, на голубое небо наползают черные тучи, ветер срывает с веток листья... Первый план залит солнцем, дальний же постепенно погружается во мрак. Интересно, что камни и пучки травы на первом плане писались, судя по всему, не кистью, а прямо пальцами или мастихином.
Гюстав Курбе. Поток в горах Юра
Март 1872 г. Музей искусств Гонолулу
По словам самого Постава Курбе, «живопись заключается в представлении вещей, которые художник может увидеть и коснуться... Это совершенно физический язык». Его пейзажи лишены флера фантастичности или лирической «красивости», они представляют природу такой, какая она есть: величественные горы, быстрый прозрачный поток, вековые деревья на склонах. Реалистический портрет — но не человека, а природы.
Гюстав Курбе. Хижина в горах
Ок. 1874 г. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва
Художник никогда не скрывал своих республиканских взглядов. После падения Парижской коммуны в начале 1870-х годов он был приговорен к шестимесячному заключению и подвергся травле со стороны властей. Последние годы жизни Курбе провел в Швейцарии — именно к этому периоду относится картина «Хижина в горах» — скромная по цвету, но очень мощная по исполнению.
Гюстав Курбе. Море
1867 г. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва
Нагретый солнцем песок и покрытые тиной камни на первом плане, крошечный белый парус на фоне спокойной синей воды... Две трети холста занимает высокое голубое небо, лишь слегка затененное легкими облачками-барашками. У художника не было особых предпочтений в плане сюжетов, он одинаково мастерски писал и лесную чащу, и грубые глыбы скал, и сияющую гладь моря. Велико наследие Курбе и в плане портрета и жанровой живописи.
Гюстав Курбе. Волна
1869 г. Музей Штедель, Франкфурт-на-Майне
В отличие от спокойного солнечного «Моря», «Волна» Курбе производит тревожное, гнетущее впечатление. Клубящиеся серо-лиловые облака, темная стена морской воды, окантованная белой пеной, которая через несколько секунд обрушится на размытый штормом берег...
Гюстав Курбе. Пьер-Жозеф Прудон и его дети
1865 г. Малый дворец, Париж
Прудон — видный французский теоретик анархизма, автор таких трудов, как «Система экономических противоречий, или философия нищеты», «0 политической способности рабочих классов». Курбе поддерживал социалистические идеи и близко подружился с Прудоном, которого представил на картине довольно необычно — слева от философа разложены на ступенях книги и рукописи, а справа играют его дети. Также, как в картине «Порыв ветра», впечатление бурной и опасной природной стихии создается не в последнюю очередь благодаря широким, стремительным мазкам и экспрессивному исполнению.