Тинторетто

ТИНТОРЕТТО. ПРОИСХОЖДЕНИЕ МЛЕЧНОГО ПУТИ

 

ТИНТОРЕТТО. ПРОИСХОЖДЕНИЕ МЛЕЧНОГО ПУТИ

1575-1580 гг. Национальная, галерея, Лондон

Свободная манера письма, динамика и живость сюжетов, отличавшие работы Тинторетто, роднят этого мастера позднего Возрождения с художниками второй половины XIX столетия. «Происхождение Млечного Пути» — иллюстрация к легенде о том, как Зевс, желая сделать своего сына Геракла бессмертным, приложил его к груди своей спящей супруги Геры. Младенец принялся сосать божественное молоко с таким аппетитом, что несколько капель пролились и обратились в звезды, образовавшие Млечный Путь.

 

 

 

ТИНТОРЕТТО. ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ

 

ТИНТОРЕТТО. ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ

1592--1594 гг. Церковь Сан-Джорджо Маджоре, Венеция

Художник несколько приземляет известнейший религиозный сюжет, располагая на первом плане беседующих слуг, блюда с фруктами, упитанного рыжего кота, который с любопытством заглядывает в корзину с провиантом. В подобном бытописании — корни реализма, которые «прорастут» и будут доминировать в искусстве последующих столетий.

 

 

 

ТИНТОРЕТТО. ПОХИЩЕНИЕ ЕЛЕНЫ

 

ТИНТОРЕТТО. ПОХИЩЕНИЕ ЕЛЕНЫ

Ок. 1578 г. Музей Прадо, Мадрид

Подобно многим мастерам Средневековья и Ренессанса, Тинторетто облачает персонажей греческого мифа в современные самому художнику одеяния и переносит их в антураж XVI столетия. Похищение Парисом супруги спартанского царя Менелая мастер представляет в виде эпичной морской битвы (что вскоре дало возможность искусствоведам дать полотну «альтернативное» название — «Битва при Лепанто»). Художник виртуозно выстраивает на картине иллюзию огромного морского пространства, заполненного кораблями и сражающимися воинами, заливая светом второй план и «затеняя» ближайшие к зрителю фигуры.

 

 

 

ТИНТОРЕТТО. СТРАШНЫЙ СУД

 

ТИНТОРЕТТО. СТРАШНЫЙ СУД

1560-1562 гг. Церковь Мадонна дель Орто. Венеция

В ранних работах мастера прослеживается невероятное внимание к мелким деталям, он любовно выписывает складки одежды, лепестки цветов, украшения... Но позднее переходит к иной технике, за которую искусствоведы называют его в шутку «Тинторетто-импрессионист»: широкие мазки, кажущаяся небрежность, впрочем, не отменяющая виртуозности. «Страшный суд», очень сложный по композиции, относится к более раннему периоду.