Жюль Бретон

ЖЮЛЬ БРЕТОН. КОНЕЦ РАБОЧЕГО ДНЯ

 

ЖЮЛЬ БРЕТОН. КОНЕЦ РАБОЧЕГО ДНЯ

1886-1887 гг. Бруклинский музей, Нью-Йорк

Творчество французского живописца интересно тем, что в нем сочетаются черты реализма (сюжеты для картин он черпал в жизни простого народа) и явная идеалистическая, даже идиллическая окраска изображаемого. Труд крестьян для Бретона — это прежде всего трогательное единение человека и природы, что роднит его с нашим соотечественником Венециановым. Впрочем, картины отличаются безупречной техникой и изысканным колоритом.

 

 

 

ЖЮЛЬ БРЕТОН. ПЕСНЯ ЖАВОРОНКА

 

ЖЮЛЬ БРЕТОН. ПЕСНЯ ЖАВОРОНКА

1884 г. Художественный институт Чикаго

Мы не видим жаворонка, но, кажется, слышим его пение — таково мастерство художника. На фоне золотистого рассветного неба стоит крестьянская девушка с серпом в руках и, затаив дыхание, восторженно внимает песне маленькой птички. На поле никого нет, кроме нее, деревня на втором плане еще спит — над крышами не видно дыма. Только героиня картины и музыка самой природы.

 

 

 

ЖЮЛЬ БРЕТОН. РЫБАКИ В МЕНТОНЕ (РЫБАКИ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ)

 

ЖЮЛЬ БРЕТОН. РЫБАКИ В МЕНТОНЕ (РЫБАКИ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ)

1878, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва

Ментон — рыбацкий поселок неподалеку от Ниццы, который ближе к концу XIX века начал быстро трансформироваться в модный курорт. «Рыбаков в Ментоне» художник создавал к началу Всемирной выставки в Париже 1878 года, где ее приобрел Сергей Третьяков. Знаменитого мецената привлекло достоверное изображение быта тружеников моря, тонкое воспроизведение приморского пейзажа, блестящее мастерство живописца.

 

 

 

ЖЮЛЬ БРЕТОН. РАНЕНАЯ ЧАЙКА

 

ЖЮЛЬ БРЕТОН. РАНЕНАЯ ЧАЙКА

1868 г. Музей изобразительных искусств Кемпера

Полотно проникнуто не слишком характерным для Бретона тревожным символизмом: на фоне моря молодая девушка в простой одежде прижимает к груди морскую чайку. Серо-голубая гамма полотна навевает холод... Мы не знаем, кто послужил моделью для этой картины и какие события в жизни художника стали причиной ее создания. Но это не делает «Раненую чайку» менее значимым и сильным произведением.

 

 

 

ЖЮЛЬ БРЕТОН. КОСТРЫ СВЯТОГО ИОАННА

 

ЖЮЛЬ БРЕТОН. КОСТРЫ СВЯТОГО ИОАННА

1875 г. Художественный музей Филадельфии

Крестьянские парни и девушки весело пляшут вокруг костров и размахивают факелами... Изначально, видимо, в Европе таким образом праздновали День летнего солнцестояния, а потом под влиянием церкви праздник стали называть Днем святого Иоанна; правда, «антураж» остался. Полотно выполнено резкими, крупными мазками, что подчеркивает стремительность движения и ощущение безудержного веселья.

 

 

 

ЖЮЛЬ БРЕТОН. ВОЗВРАЩЕНИЕ С ЖАТВЫ

 

ЖЮЛЬ БРЕТОН. ВОЗВРАЩЕНИЕ С ЖАТВЫ

1859 г. Музей д’Орсе, Париж

Эта картина, представленная публике в 1853 году, принесла художнику успех и множество заказов от власть имущих. Критика благосклонно восприняла полотно, сочетавшее в себе точное и достоверное отображение природы с классически идеальными образами людей, вся жизнь которых связана с обработкой земли. Правда, недоброжелатели потом утверждали, что стезя «певца сельской жизни» и материальное благополучие несовместимы, но...

 

 

 

ЖЮЛЬ БРЕТОН. ПОСЛЕДНИЕ ЦВЕТЫ

 

ЖЮЛЬ БРЕТОН. ПОСЛЕДНИЕ ЦВЕТЫ

1890 г. Музей искусств Цинциннати

Девушка бродит по дорожкам сада, срезая последние астры и хризантемы, засыпанные хлопьями первого снега. Отблески заката превращают снег в волшебное покрывало, отливающее голубым и розовым цветами. Картина проникнута ощущением уюта и спокойствия. Может быть, потому, что на ней представлен маленький тихий уголок сада, отгороженный от внешнего мира кирпичной стеной и живой изгородью?