Анри Эжен ле Сиданэ


АНРИ ЭЖЕН ЛЕ СИДАНЭ. БЕЛЫЙ САД

 

Анри Эжен ле Сиданэ. Белый сад

1912 г. Королевские музеи изящных искусств, Брюссель

Анри Эжена ле Сиданэ относят к постимпрессионистам, но в данном случае это слишком общее определение: его картины очень индивидуальны и узнаваемы. Тайна, ностальгия, грусть, очень светлое чувство — вот лишь часть ассоциаций, которые приходят на ум, когда просят охарактеризовать ощущения, навеянные этой удивительной живописью. Часто картины Сиданэ называют символическими, что тоже справедливо.

 

 

 

 

АНРИ ЭЖЕН ЛЕ СИДАНЭ. СТОЛИК В СУМЕРКАХ

 

Анри Эжен ле Сиданэ. Столик в сумерках

1921 г. Художественный музей Охара, Курасики

Практически никогда на полотнах этого художника не светит яркое солнце или звезды — свет всегда приглушен, а происходящее словно скрывается за легкой туманной пеленой. Вот и здесь на небольшом то ли мостике, то ли балкончике над водой канала стоит столик, сервированный на две персоны. Вдали в окошке горит свет, но нет вокруг ни души, даже легкий ветерок не колышет пышные соцветия сирени и роз, склонившиеся над водой. Полная, ничем не нарушаемая тишина...

 

 

 

 

АНРИ ЭЖЕН ЛЕ СИДАНЭ. НАБЕРЕЖНАЯ

 

Анри Эжен ле Сиданэ. Набережная

1898 г. Музей Грунинге, Брюгге

Созерцание картин Сиданэ часто сравнивают с перелистыванием старого фотоальбома: во всяком случае, рождающиеся при этом в душе чувства очень схожи. Он стремится одухотворить природу и архитектуру, придав им черты живого существа и заставляя зрителя вглядываться в картину снова и снова: может быть, удастся рассмотреть в этом загадочном тумане что-то такое, на что мы пока не обратили внимания? «Живопись души» — так называют иногда эти произведения.

 

 

 

 

АНРИ ЭЖЕН ЛЕ СИДАНЭ. БАРКА НА КАНАЛЕ

 

Анри Эжен ле Сиданэ. Барка на канале

1900 г. Музей Грунинге, Брюгге

Работы Анри Эжена ле Сиданэ многие искусствоведы относят к интимизму — так принято называть направление в живописи, представители которого предпочитали изображать сценки семейного быта, скромные интерьеры, сцены повседневной жизни. Интимизм предельно далек от батальных сцен или политических манифестов, это «тихая жизнь тихого человека». А часто человека на этих картинах и вовсе нет! Но все же творчество Сиданэ сложнее. Оно не повествует, а пробуждает. Ностальгию, светлую печаль, желание приподнять завесу тайны...