О художнике Поле Сезанне современники писали как о человеке мрачном и нелюдимом. Но в этой грубоватой оболочке жила душа, жаждавшая открыть тайны мира, и для Сезанна на многие годы стал основным вопрос: есть ли в природных объектах нечто неизменное, общее?
Поль Сезанн. Картины художника
- Поль Сезанн. Гора Сент-Виктуар
- Поль Сезанн. Гора Сент-Виктуар и черный замок
- Поль Сезанн. Деревья в парке
- Поль Сезанн. Убийство
- Поль Сезанн. Три груши
- Поль Сезанн. Натюрморт, ваза с цветами
- Поль Сезанн. Дом доктора Гаше
- Поль Сезанн. Вид на Овер
- Поль Сезанн. Ландшафт близ Парижа
- Поль Сезанн. Портрет отца художника Луи-Августа Сезанна за чтением
- Поль Сезанн. Горы во французском Провансе
- Поль Сезанн. Мост Майнси
Поль Сезанн. Гора Сент-Виктуар
1882-1885 гг. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Поль Сезанн отталкивается от импрессионизма, но стремится запечатлеть не мимолетное, а вечное. Отсюда его «геометричные» мазки и поиск правильных форм в природе.
Поль Сезанн. Гора Сент-Виктуар и черный замок
1904—1906 гг. Художественный музей Филадельфии
Как и его предшественники импрессионисты, Сезанн рисовал один и тот же объект по много раз. Но добивался он не достоверного отображения изменений, а выделения неких общих, неизменных основ. Отсюда особенности его техники: художник разлагает живописное пространство на цветные плоскости и объемы, хорошо видные на полотне. Впоследствии этот прием будут развивать кубисты и доведут его до логического завершения!
Поль Сезанн. Деревья в парке
1886-1887 гг. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва
В картине очень ярок контраст между двумя мирами, между двумя ощущениями: тенистая сырость парка, на краю которого как бы стоим мы с вами, — и ярко освещенный дворик перед зданием на втором плане, бархат зеленой листвы — и тяжесть нагретых солнцем каменных стен. От первого плана, от деревьев и песчаных дорожек наш взгляд следует к постройкам и переходит на склоны холма за ними... А дальше — линия холмов почти сливается с небосклоном в сиянии яркого летнего дня.
Поль Сезанн. Убийство
Ок. 1870 г. Галерея искусств Уокера, Ливерпуль
В ранних работах Сезанна, таких как эта, многим видится влияние старых мастеров: Веронезе, Тинторетто, из более поздних — Делакруа. Бурная эмоциональность, мрачные сюжеты, сложная прихотливая композиция — именно таков был творческий поиск художника в 1860-х — 1870-х годах. Что касается картины «Убийство», сложно судить, была ли это иллюстрация к какому-либо художественному произведению или самостоятельный сюжет. Полотно производит сильное впечатление даже без привязки к литературной основе.
Поль Сезанн. Три груши
1878-1879 гг. Национальная галерея искусства, Вашингтон
Творчество Сезанна, не получившего никакого систематического художественного образования и творившего в основном «по наитию», ныне очень интересует даже самых серьезных искусствоведов: ведь Поль Сезанн относился к тем немногим художникам, которые пытались в своем творчестве соединить новаторский подход к живописи и безоговорочное уважение к классическим приемам творчества, сложившимся много веков назад. Именно это сочетание — свободы, индивидуальности и определенных канонов — так привлекает в его произведениях.
Поль Сезанн. Натюрморт, ваза с цветами
1902-1903 гг. Национальная галерея искусства, Вашингтон
Сезанн восставал против «оголтелого экспериментаторства» в живописи, называя яркие картины своих современников-постимпрессионистов аппликациями. Художник был уверен, что возможность создать иллюзию объема, представить на полотне мир, подобный реальному, — одно из важнейших завоеваний искусства. Но в то же время он считал, что можно, как в этой картине, сознательно пожертвовать некоторыми законами перспективы и построения композиции ради новой общей гармонии.
Поль Сезанн. Дом доктора Гаше
Ок. 1873 г. Музей д’Орсе, Париж
Поль-Фердинанд Гаше — очень интересный персонаж. Будучи профессиональным врачом, он лечил Ван Гога (сохранились два варианта портрета доктора работы нидерландского живописца), был лично знаком со многими знаменитыми художниками того времени и сам на любительском уровне занимался живописью. Поэтому нет ничего удивительного в том, что дом Поля Гаше в Овер-сюр-Уаз был хорошо известен всей французской богеме.
Поль Сезанн. Вид на Овер
Ок. 1874 г. Художественный институт Чикаго
Не правда ли, по сравнению со многими другими ранними работами Сезанна это очень светлое и теплое произведение? Вид с горы на маленький городок живо вызывает в памяти иллюстрации к сказкам, где действие происходит где-то «в некотором государстве». Цветущие растения на первом плане, черепичные красные крыши, легкие облака на небе и уходящие за горизонт поля — все это создает ощущение умиротворения, радости и покоя, заставляет вглядываться в небольшую картину снова и снова.
Поль Сезанн. Ландшафт близ Парижа
Ок. 1876 г. Национальная галерея искусства, Вашингтон
В этом произведении художник пока еще не проявляет результатов своего творческого поиска в области математической основы мироздания: прямоугольные мазки, деревья и скалы кристаллической формы появятся чуть позже. Пока он пробует себя скорее в рамках бытовавшего тогда импрессионизма, создавая на полотне точное отображение теплого дня с рассеянным солнечным светом. И ему это удается!
Поль Сезанн. Портрет отца художника Луи-Августа Сезанна за чтением
1866 г. Национальная галерея искусства, Вашингтон
Отношения с отцом у художника были сложными. Луи-Август Сезанн, начинавший с работы в шляпной мастерской, благодаря своей оборотистости смог заработать состояние и стать банкиром. Сына он считал не то чтобы совсем неудачником, но не видел в художественном ремесле особой чести. И в «Портрете отца художника» отразилась неоднозначность отношений. На первый взгляд — просто благообразный господин, читающий газету. Но в выражении лица просматривается что-то глумливое.
Поль Сезанн. Горы во французском Провансе
1878-1880 гг. Национальный музей Уэльса
Здесь уже проявляется стремление художника вывести на первый план геометричность окружающего мира. Уже в наше время высказывалась версия, что впечатлительный и нелюдимый Поль Сезанн страдал чем-то наподобие аутического расстройства, и поиск закономерностей в природе был для него попыткой упорядочить окружающее, что для людей с такими особенностями очень важно. Впрочем, это не более чем предположение.
Поль Сезанн. Мост Майнси
Ок. 1879 г. Музей д’Орсе, Париж
Вся жизнь Поля Сезанна — это непрерывный поиск особой гармонии и логики природы. По его мнению, и человек, и деревья, и животные подчинены этой особой логике, и, проникнув в суть вещей, мы найдем там основные формы мироздания: цилиндр, сферу, круг... Художник стремится отбросить все мелкое, сиюминутное и оставить только неизменное и вечное. Композицию своих полотен он просчитывает по много часов, от натурщиков требует абсолютной неподвижности, а главным достоинством своих работ считает логику, лаконизм и строгий порядок. Если это портрет— Сезанн выводит на первый план основательность и достоинство. Если пейзаж — «конструктивизм» и гармоничность. Сезанн оказал влияние на все искусство XX века!