Анри Тулуз-Лотрек


Французский художник Анри Тулуз-Лотрек относится к мастерам, работающим в стиле постимпрессионизма. Художник происходил из графского рода, а помимо картин, занимался графикой и созданием рекламных плакатов.

 

Анри Тулуз-Лотрек. Картины художника

  1. Анри Тулуз-Лотрек. Ла Гулю с двумя подругами в «Мулен Руж»
  2. Анри Тулуз-Лотрек. Винсент Ван Гог
  3. Анри Тулуз-Лотрек. Салон на улице де Мулен
  4. Анри Тулуз-Лотрек. Модистка мисс Маргуэн
  5. Анри Тулуз-Лотрек. Марселла Лендер танцует в кабаре «Шильперик»
  6. Анри Тулуз-Лотрек. Мессалина спускается с лестницы
  7. Анри Тулуз-Лотрек. Мадемуазель Мари Дио играет на фортепиано
  8. Анри Тулуз-Лотрек. Альфонс де Тулуз-Лотрек-Монфа управляет своей почтовой каретой в Ницце
  9. Анри Тулуз-Лотрек. В «Мулен Руж», танец
  10. Анри Тулуз-Лотрек. Месье Буало

 

 

 

АНРИ ТУЛУЗ-ЛОТРЕК. ЛА ГУЛЮ С ДВУМЯ ПОДРУГАМИ В «МУЛЕН РУЖ»

 

Анри Тулуз-Лотрек. Ла Гулю с двумя подругами в «Мулен Руж»

1892 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Одна из известнейших картин Тулуз-Лотрека — отпрыска аристократического рода, которого называли «лучшим другом кафешантанных певичек и падших женщин». Ла Гулю в конце XIX столетия была самой популярной исполнительницей канкана в «Мулен Руж» и носила неофициальное звание королевы Монмартра; также она была знакома с Ренуаром и позировала многим художникам того времени.

 

 

 

АНРИ ТУЛУЗ-ЛОТРЕК. ВИНСЕНТ ВАН ГОГ

 

Анри Тулуз-Лотрек. Винсент Ван Гог

1887 г. Музей Винсента Ван Гога, Амстердам

В юности Анри Тулуз-Лотрек восторженно относился к творчеству Дега и Ренуара; первые его художественные опыты были близки к импрессионизму. Но впоследствии тяга ко всему новому и неизведанному взяла верх, и молодой художник создает свой собственный стиль живописи: с резкими силуэтами, с необычными ракурсами фигур, напоминающими восточные гравюры. Именно желание идти собственной дорогой, несмотря на уважение к авторитетам, роднило его с Ван Гогом. И портрет нидерландского гения работы Тулуз-Лотрека несколько необычен: как хорошая фотография, он создает впечатление, что «модель» не знает о том, что ее рисуют. В портрете чувствуется некая отрешенность. Критики отмечают, что молодой Тулуз-Лотрек создал портрет мастера в его манере и цветовой гамме.

 

 

 

АНРИ ТУЛУЗ-ЛОТРЕК. САЛОН НА УЛИЦЕ ДЕ МУЛЕН

 

Анри Тулуз-Лотрек. Салон на улице де Мулен

1894 г. Музей Тулуз-Лотрека, Альби

Художник заявлял: «Я хочу писать реалистично, а не идеально... Пусть будут недостатки и дефекты. Я не сочувствую недостаткам — я могу их приукрасить». Возможно, это желание и привело его на дно Парижа: на много лет главными моделями художника становятся проститутки, танцовщицы из третьеразрядных заведений, торговки, нищие... В этих картинах есть правда, но нет назидания и осуждения. Женщины на этой картине спокойны и раскованны.

 

 

 

АНРИ ТУЛУЗ-ЛОТРЕК. МОДИСТКА МИСС МАРГУЭН

 

Анри Тулуз-Лотрек. Модистка мисс Маргуэн

1900 г. Музей Тулуз-Лотрека, Альби

Маргуэн, подруга одного из многочисленных приятелей художника, обладала, по словам тех, кто знал ее, «внешностью шустрой рыжей белочки». Но в портрете работы Тулуз-Лотрека ничто не напоминает о столь легкомысленной характеристике. Девушка, изображенная за работой, выглядит скорее сосредоточенной и усталой: склонившаяся голова, полузакрытые глаза, растрепавшаяся пышная прическа.

 

 

 

АНРИ ТУЛУЗ-ЛОТРЕК. МАРСЕЛЛА ЛЕНДЕР ТАНЦУЕТ В КАБАРЕ «ШИЛЬПЕРИК»

 

Анри Тулуз-Лотрек. Марселла Лендер танцует в кабаре «Шильперик»

1895 г. Национальная галерея искусства, Вашингтон

Многие портреты известных танцовщиц работы Тулуз-Лотрека впоследствии превращались в афиши кабаре и пользовались такой популярностью, что французские ценители искусства тайком сдирали их с афишных тумб и пополняли свои коллекции. Надо признать, это было очень дальновидно!

 

 

 

АНРИ ТУЛУЗ-ЛОТРЕК. МЕССАЛИНА СПУСКАЕТСЯ С ЛЕСТНИЦЫ

 

Анри Тулуз-Лотрек. Мессалина спускается с лестницы

1900-1901 гг. Музей искусств округа Лос-Анджелес

Одно из немногочисленных полотен художника, посвященных исторической тематике. Образ Мессалины, славившейся своей жестокостью и развратностью, представлен Тулуз-Лотреком с гениальной простотой: лицо трактовано очень обобщенно, зато шлейф алого одеяния, который тащится за императрицей по ступеням, напоминает кровавый след.

 

 

 

АНРИ ТУЛУЗ-ЛОТРЕК. МАДЕМУАЗЕЛЬ МАРИ ДИО ИГРАЕТ НА ФОРТЕПИАНО

 

Анри Тулуз-Лотрек. Мадемуазель Мари Дио играет на фортепиано

1890 г. Музей Тулуз-Лотрека, Альби

На первом плане — расположенная на пюпитре партитура музыкального произведения. Возможно, таким образом, художник хотел подчеркнуть отрешенность пианистки от всего, что не имеет отношения к музыке. Неспроста платье исполнительницы почти сливается с фоном, хорошо видны только лицо, обращенное к нам в профиль, и руки.

 

 

 

АНРИ ТУЛУЗ-ЛОТРЕК. АЛЬФОНС ДЕ ТУЛУЗ-ЛОТРЕК-МОНФА УПРАВЛЯЕТ СВОЕЙ ПОЧТОВОЙ КАРЕТОЙ В НИЦЦЕ

 

Анри Тулуз-Лотрек. Альфонс де Тулуз-Лотрек-Монфа управляет своей почтовой каретой в Ницце

1881 г. Малый дворец, Париж

Своего рода портрет отца художника — эксцентричного графа, обожавшего опасные и сомнительные развлечения. Анри Тулуз-Лотрек разочаровал своего родителя не только решением стать художником: будучи подростком, после нескольких переломов ног юноша остался инвалидом и не мог в полной мере исполнять обязанности светского человека. Впрочем, он никогда особо и не рвался это делать.

 

 

 

АНРИ ТУЛУЗ-ЛОТРЕК. В «МУЛЕН РУЖ», ТАНЕЦ

 

Анри Тулуз-Лотрек. В «Мулен Руж», танец

1890 г. Художественный музей Филадельфии

Считается, что на картине запечатлены уже известная вам Ла Гулю и ее постоянный сценический партнер Валантен ле Дезоссе, или Валентин Бескостный. Элегантная, даже чопорная публика — и разнузданные, не самые изящные па... Но никакого противоречия не видно. По мнению художника, дорогая одежда — еще не гарантия высоких душевных качеств, а работа в кабаре или борделе — не доказательство второсортности.

 

 

 

АНРИ ТУЛУЗ-ЛОТРЕК. МЕСЬЕ БУАЛО

 

Анри Тулуз-Лотрек. Месье Буало

1893 г. Художественный музей Кливленда

Тулуз-Лотрек никогда не был склонен щадить ни себя («Покажите мне хоть одну женщину, у которой был бы более уродливый любовник, чем я!» — гордо говорил он), ни других. Вот и месье Буало, пришедший в «заведение» побаловать себя абсентом, представляет собой почти карикатурное воплощение буржуа.