Эмиль Бернар


ЭМИЛЬ БЕРНАР. ВИД ГОРОДА ПОНТ-АВЕН С ГОРЫ

 

ЭМИЛЬ БЕРНАР. ВИД ГОРОДА ПОНТ-АВЕН С ГОРЫ

1892 г. Художественный музей Индианаполиса

Постимпрессионист Эмиль Бернар, создавший много произведений в символистском духе, близко дружил с Полем Гогеном и некоторое время работал в колонии Понт-Авен. Взгляд с горы на раскинувшийся под ней город — довольно популярный прием в живописи во все времена. Белые стены домов, цветущие кустарники и деревья, нагретые солнцем валуны на первом плане, ярко освещенные красные черепичные крыши и склоны зеленых холмов — все это создает радостное, теплое, почти праздничное ощущение.

 

 

ЭМИЛЬ БЕРНАР. ДОМ ЗА ДЕРЕВЬЯМИ. ПОНТ-АВЕН

 

ЭМИЛЬ БЕРНАР. ДОМ ЗА ДЕРЕВЬЯМИ. ПОНТ-АВЕН

1888 г. Музей Винсента Ван Гога, Амстердам

Современные искусствоведы часто говорят о том, что дружба и общение Бернара со многими знаменитыми современниками — Гогеном, Ван Гогом, Сезанном — привели к тому, что в его творчестве можно найти признаки влияния всех эти знаменитых живописцев. Но, вероятнее всего, это не признак несамостоятельности художника — скорее доказательство обостренной восприимчивости, желания попробовать себя в возможно большем количестве стилей и направлений. Вместе с Луи Анкетеном он формулировал принципы клуазонизма в живописи.

 

 

ЭМИЛЬ БЕРНАР. НАТЮРМОРТ С ЧАЙНИКОМ, ЧАШКОЙ И ФРУКТАМИ

 

ЭМИЛЬ БЕРНАР. НАТЮРМОРТ С ЧАЙНИКОМ, ЧАШКОЙ И ФРУКТАМИ

1890 г. Музей Винсента Ван Гога, Амстердам

Не правда ли, есть в этом натюрморте нечто сезанновское? Пожалуй, трудно найти другого художника, работы которого были бы столь разнообразны по стилю, технике исполнения, тематике. Бернар рисовал натюрморты и пейзажи, писал полотна в духе ориентализма с томными красавицами и пробовал себя в пуантилизме. Можно взять каталог работ Эмиля Бернара и познакомиться со всеми живописными стилями того времени! Шутка, но похожая на правду.

 

 

ЭМИЛЬ БЕРНАР. ПОРТРЕТ МАЛЕНЬКОГО МАЛЬЧИКА В ШЛЯПЕ

 

ЭМИЛЬ БЕРНАР. ПОРТРЕТ МАЛЕНЬКОГО МАЛЬЧИКА В ШЛЯПЕ

1889 г. Музей искусства и промышленности, Рубе

Необычное и трогательное произведение. Мы привыкли видеть детей на полотнах художников веселыми, жизнерадостными, игривыми — и совсем другое зрелище предстает перед нами здесь. Мальчик как будто обмяк на стуле, наклонив голову и о чем-то глубоко задумавшись. Выражение его лица тоже никак не характерно для ребенка: на нем отпечаток каких-то совсем не детских переживаний.

 

 

ЭМИЛЬ БЕРНАР. БРЕТОНСКИЕ ЖЕНЩИНЫ С ЗОНТИКАМИ

 

ЭМИЛЬ БЕРНАР. БРЕТОНСКИЕ ЖЕНЩИНЫ С ЗОНТИКАМИ

1892 г. Музей д’Орсе, Париж

А эта картина создана уже в духе клуазонизма: мы упоминали так называемую витражность, именно витраж с его четкими контурными линиями и пятнами яркого цвета напоминают такие произведения. Еще большую контрастность и декоративность ему придают яркие белые пятна — традиционные чепчики и воротники, которые носят бретонские дамы. Деревья на втором плане выглядят словно зеленые кристаллы.

 

 

ЭМИЛЬ БЕРНАР. ЖЕНЩИНЫ У СТОГОВ СЕНА

 

ЭМИЛЬ БЕРНАР. ЖЕНЩИНЫ У СТОГОВ СЕНА

1889 г. Художественный музей Индианаполиса

Не правда ли, создается впечатление, что от картины к картине в нашей виртуальной галерее изображение становится все более условным, все более напоминает аппликацию? Соломенно-светлые волосы женщин, их головные уборы почти сливаются с цветом стогов, синие одеяния легко спутать с озерками чистой воды среди поля, а зеленая опушка леса похожа скорее на переливающиеся зеленые стеклышки в калейдоскопе, вызывая в памяти уже обсуждавшиеся нами теории Поля Сезанна относительно «геометричности» природы.

 

 

ЭМИЛЬ БЕРНАР. БРЕТОНСКИЕ ЖЕНЩИНЫ НА МОЛИТВЕ

 

ЭМИЛЬ БЕРНАР. БРЕТОНСКИЕ ЖЕНЩИНЫ НА МОЛИТВЕ

1892 г. Музей искусств Далласа

Вспомним, что Эмиль Бернар работал в числе прочего в духе символизма: это направление в искусстве предлагает зрителю самому искать и находить скрытый смысл произведений. Как мы воспримем черно-белые фигурки женщин на этой картине? Как символ религиозного фанатизма, чуждого природе и милосердию? Или, напротив, как олицетворение чистой веры, заставляющей человека делать над собой усилие и расти духовно? Или вы найдете свое объяснение?