Анри Руссо


АНРИ РУССО. НАПАДЕНИЕ В ДЖУНГЛЯХ

 

АНРИ РУССО. НАПАДЕНИЕ В ДЖУНГЛЯХ

1891 г. Национальная галерея, Лондон

Картины этого художника часто привлекают к себе детей. «Мама, он рисовал почти как я!» — такую фразу часто можно услышать от маленьких посетителей музеев, когда их взгляд падает на картины Анри Руссо — французского самоучки, яркого представителя так называемого примитивизма. Интересно, что больше всего Руссо привлекали сюжеты «из жизни джунглей», хотя он там никогда не бывал! Тигры, львы, удавы на его полотнах очень забавны.

 

 

АНРИ РУССО. КАРНАВАЛЬНЫЙ ВЕЧЕР

 

АНРИ РУССО. КАРНАВАЛЬНЫЙ ВЕЧЕР

1886 г. Художественный музей Филадельфии

Художник много лет проработал на таможне (отсюда и его прозвище — «Таможенник Руссо») и начал рисовать уже после сорока лет. Его «Карнавальный вечер», представленный публике на Салоне независимых, вызвал насмешки своей наивностью, театральностью, слабым владением формой — и бурный восторг своей гармоничностью тонов и тщательной проработкой деталей.

 

 

АНРИ РУССО. ПРОГУЛКА ПО ЛЕСУ

 

АНРИ РУССО. ПРОГУЛКА ПО ЛЕСУ

Ок. 1886 г. Музей Кунстхаус в Цюрихе

Недоброжелатели утверждали, что полотна Руссо напоминают старинные часы, в которых движутся маленькие фигурки: мол, персонажи на этих картинах такие же «механические» и немного нелепые. Но все же эти картины, наивные и не слишком профессиональные, привлекали тем, чем может похвастаться далеко не каждый академист, — искренностью. А также богатством цвета и буйной фантазией.

 

 

АНРИ РУССО. СПЯЩАЯ ЦЫГАНКА

 

АНРИ РУССО. СПЯЩАЯ ЦЫГАНКА

1897 г. Нью-Йоркский музей современного искусства

Казалось бы, сюжет зловещий: в пустыне лев обнюхивает сморенную сном представительницу кочевого народа. Но почему картина вызывает не страх, а улыбку, даже несмотря на темное небо и зловещую луну? Может быть, потому, что лев скорее напоминает большого пуделя и совсем, как говорят дети, нестрашный? Сам Руссо считал свое произведение поэтичным.

 

 

АНРИ РУССО. ЗАКЛИНАТЕЛЬНИЦА ЗМЕЙ

 

АНРИ РУССО. ЗАКЛИНАТЕЛЬНИЦА ЗМЕЙ

1907 г. Музей д’Орсе, Париж

Ни в одном ботаническом атласе вы не найдете такого богатства экзотических растений, как на полотнах Анри Руссо! В его «Заклинательнице змей» многие находят черты, общие с сюрреализмом. Интересно, что чувства зрителей при взгляде на эту картину разнообразны: кому-то видится умиротворение, а змеи выступают как символ укрощенного зла. Кто-то, наоборот, видит в фигуре заклинательницы, похожей на древний тотем, скрытую угрозу.

 

 

АНРИ РУССО. МЕЧТА / СОН

 

АНРИ РУССО. МЕЧТА

1910 г. Нью-Йоркский музей современного искусства

Это огромное полотно (размер — почти 2x3 метра!) известно также как «Сон». Художник обычно снабжал свои творения аннотацией. В данном случае она гласила, что дама «уснула под звуки флейты неизвестного соблазнителя... Звери, и даже хищники, замирают под чудесные звуки музыки». Публика веселилась: «Почему дама сидит на диване посреди джунглей? И почему у львов человеческие и такие удивленные физиономии?»

 

 

АНРИ РУССО. ЭКВАТОРИАЛЬНЫЕ ДЖУНГЛИ

 

АНРИ РУССО. ЭКВАТОРИАЛЬНЫЕ ДЖУНГЛИ

1909 г. Национальная галерея искусства, Вашингтон

Как всегда у Руссо, невероятно тщательная проработка деталей. Белые соцветия на первом плане, растения, которых никогда не существовало в природе... И посреди всего этого тропического великолепия — два странных зверя. Видимо, это тигры, но форма их морд и расцветка не позволяют судить об этом с уверенностью...

 

Наивную искренность Анри Руссо высоко ценили Тулуз-Лотрек, Анри Матисс, позднее — Пикассо. Вероятно, по той же причине картины Руссо очень популярны и у сегодняшних ценителей живописи, и представить постимпрессионизм без этих фантастических джунглей уже невозможно.