Камиль Писсарро. Каштаны в Лувесьене
1879 г. Музей д’Орсе, Париж
Камиль Писсарро начинал свою художественную карьеру как почитатель Коро, и в ранних работах художника прослеживается влияние кумира. Но позднее Писсарро выработал собственный стиль — смелое использование контрастных цветов, пристрастие к «воздушности» и сложной перспективе. Лувесьен — селение неподалеку от Версаля, где Писсарро прожил несколько лет.
Камиль Писсарро. Мост в Руане. Дождливый день
1896 г. Художественная галерея Онтарио, Торонто
На картине представлены мост Буальдьё и находящиеся рядом с ним промышленные причалы. Сам художник писал: «...то, что меня... заинтересовало в этой идее железного моста в мокрую погоду... — так это вся живость, энергичность, оживленность происходящего». То, что мы как будто смотрим на мост с высоты, еще более усиливает ощущение «человеческого муравейника».
Камиль Писсарро. Церковь в Эраньи
1884 г. Художественный музей Уолтерса, Балтимор
«Нарисуйте великодушно и решительно, — советовал Писсарро, — поскольку это лучшее, чтобы не потерять первое впечатление». Подтверждением этого являются практически все работы художника — и «Церковь в Эраньи» не исключение.
Камиль Писсарро. Оперный проезд в Париже. Утро
1898 г. Музей изобразительных искусств им.А. С. Пушкина, Москва
Широкая, уходящая вдаль улица — один из любимейших мотивов творчества художника. «Оперный проезд» предстает перед нами в виде панорамы, которая раскрывалась перед взором Писсарро при взгляде из окна отеля «Дю Лувр».
Камиль Писсарро. Улица Эписери, Руан
1898 г. Норман (Оклахома), Музей искусств Фреда Джонса Младшего
В соответствии с постулатами импрессионизма Писсарро часто создавал серии произведений, представлявших тот или иной ландшафт в разное время года и при разном освещении. Улице Эписери он посвятил три полотна — на этом «схвачен» момент, когда на площадь и улицу упала тень от набежавших облаков.
Камиль Писсарро. Осеннее утро в Эраньи
1897 г. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва
Картина залита солнечным светом, окрасившим листья деревьев в красно-золотые цвета. Но это солнце — не палящее, а прохладное, осеннее. Едва различимые фигурки людей на дальнем плане тоже кажутся облетевшими листочками.
Камиль Писсарро. Красные крыши в углу деревни зимой
1877 г. Музей д’Орсе, Париж
Эта картина — результат экспериментов Писсарро в области нанесения краски. Интенсивные мазки и плотный красочный слой создают иллюзию цветного рельефа, а открытость цвета превращает картину в живописный праздник! Теплые и холодные цвета не «спорят», а поддерживают друг друга.
Камиль Писсарро. Натюрморт с яблоками и кувшином
1872 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
У Писсарро не так уж много натюрмортов, тем интереснее для нас это произведение. Критики, разглядывая его, часто морщили нос: нож «парит» над скатертью, рисунок на кувшине не соответствует его рельефу. Но, тем не менее, картина привлекает — свежим цветом, отсутствием нарочитой постановочности — чем так часто грешили академические натюрморты с их тяжелыми драпировками, «античными» осколками и роскошными вазами.
Камиль Писсарро. Вспаханная земля
1874 г. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва
Ранняя весна, на деревьях только-только начинают распускаться почки, а затянутое облаками небо таит в себе множество неприятных для земледельца сюрпризов. Контрастом холодному неприветливому небу выступает земля — теплая, мягкая, живая! На картине, скорее всего, — окрестности Понтуаза.
Камиль Писсарро. Забор
1872 г. Национальная галерея искусства, Вашингтон
Художник, называвший себя социалистом и анархистом, всегда с большим уважением относился к труду земледельцев. И на этой картине двое крестьян, ненадолго оторвавшись от работы, остановились у изгороди, чтобы поговорить. Как и большинство подобных полотен Писсарро, произведение создано за один сеанс на пленэре.
Камиль Писсарро. Крестьянские дома, Эраньи
1887 г. Художественная галерея Нового Южного Уэльса
Это произведение, изображающее залитую солнцем полянку перед сельскими домиками, относится к периоду, когда Писсарро увлекся живописью в духе так называемого пуантилизма — «живописи точками». Целью этой техники был отказ от смешивания красок на палитре в пользу «оптического» смешивания.
Камиль Писсарро. Сад Тюильри зимой
1899 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Писсарро принадлежит высказывание «Счастлив тот, кто может увидеть красоту в обычных вещах, там, где другие ничего не видят!» Что может быть обычнее панорамы парка и висящей над ним туманно-морозной осенней дымки? Но представить эту дымку так, чтобы произведение влекло к себе, заставляло вглядываться, восхищаться и мечтать, — это уже признак незаурядного таланта!
Камиль Писсарро. Сливовое дерево в цвету, 1894
Прекрасная работа, выполненная в технике пуантилизма. Удивительно, как предан блеск листвы и нежность цветения словового дерева.