Диего Веласкес


Испанский художник Диего Веласкес был придворным короля Филиппа IV и одним из величайших представителей в живописи 17 века. До нашего времени дошло единственное высказывание Веласкеса: "Предпочитаю быть лучшим в изображении уродства, а не вторым в изображении красоты"

 

Диего Веласкес. Картины художника

  1. Диего Веласкес. Сдача Бреды
  2. Диего Веласкес. Портрет папы Иннокентия X
  3. Диего Веласкес. Пряхи
  4. Диего Веласкес. Венера с зеркалом
  5. Диего Веласкес. Кузница Вулкана
  6. Диего Веласкес. Поклонение волхвов

 

 

 

ДИЕГО ВЕЛАСКЕС. СДАЧА БРЕДЫ

 

Диего Веласкес. Сдача Бреды

1634-1635 гг. Музей Прадо, Мадрид

Кульминационный момент противостояния двух армий: Юстин Нассауский передает ключи от голландского города Бреды победителям-испанцам в лице полководца Амброзио Спинолы. Торжество победителей подчеркнуто не только снисходительно-вежливой позой Спинолы и униженным поклоном губернатора Бреды, но и ощетинившимися над головами испанцев копьями. Кстати, «Копья» — второе название картины.

 

 

 

ДИЕГО ВЕЛАСКЕС. ПОРТРЕТ ПАПЫ ИННОКЕНТИЯ X

 

Диего Веласкес. Портрет папы Иннокентия X

1650 г. Галерея Дориа-Памфили, Рим

Пример того, как незначительные детали помогают меткой характеристике персонажа: подозрительный прищур, сжатые губы, упавшие на щеку отсветы алого одеяния... Папе портрет понравился, и понтифик рекомендовал художника другим знатным заказчикам. Веласкес стал знаменит.

 

 

 

ДИЕГО ВЕЛАСКЕС. ПРЯХИ

 

Диего Веласкес. Пряхи

1658 г. Музей Прадо, Мадрид

По одной из версий, это просто реалистичное изображение работниц гобеленовой мастерской. По другой — это иллюстрация к мифу о ткачихе Арахне, которая однажды осмелилась бросить вызов Афине, утверждая, что может создать ковер лучше, нежели сама богиня. Закончилось все печально — за свою заносчивость Арахна была превращена в паука.

 

 

 

ДИЕГО ВЕЛАСКЕС. ВЕНЕРА С ЗЕРКАЛОМ

 

Диего Веласкес. Венера с зеркалом

Ок. 1644-1648 г. Национальная галерея, Лондон

Веласкес часто «играл» с ракурсами, и на этой картине мы не видим лица расположившейся на ложе Венеры: только его отражение в зеркале, которое держит перед ней Амур. Есть предположение, что художник побоялся изображать обнаженную Венеру анфас из-за возможного преследования инквизиции.

 

 

 

ДИЕГО ВЕЛАСКЕС. КУЗНИЦА ВУЛКАНА

 

Диего Веласкес. Кузница Вулкана

1630 г. Музей Прадо, Мадрид

На первый взгляд нам может показаться, что перед нами — просто реалистичное изображение древней кузницы: мастеровой со своими помощниками ненадолго оторвался от работы... Но слева — совершенно неожиданная в этом антураже фигура: бог Аполлон в сияющем хитоне и венке из лавра. Оказывается, перед нами — не простые работяги, а подмастерья самого Вулкана-Гефеста, которому Аполлон принес известие об измене супруги.

 

 

 

ДИЕГО ВЕЛАСКЕС. ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ

 

Диего Веласкес. Поклонение волхвов

1619 г. Музей Прадо, Мадрид

Композиционный центр картины — изображение младенца Иисуса, которому волхвы в праздничном облачении подносят дары. Он туго спеленут, как самый обычный младенец, но с несвойственным детям серьезным выражением личика. Вдали виднеется холм, очертания которого на фоне зловеще-облачного неба намекают на грядущую Голгофу... Туда с тревогой вглядывается Иосиф.