Испанский художник Диего Веласкес был придворным короля Филиппа IV и одним из величайших представителей в живописи 17 века. До нашего времени дошло единственное высказывание Веласкеса: "Предпочитаю быть лучшим в изображении уродства, а не вторым в изображении красоты"
Диего Веласкес. Картины художника
- Диего Веласкес. Сдача Бреды
- Диего Веласкес. Портрет папы Иннокентия X
- Диего Веласкес. Пряхи
- Диего Веласкес. Венера с зеркалом
- Диего Веласкес. Кузница Вулкана
- Диего Веласкес. Поклонение волхвов
Диего Веласкес. Сдача Бреды
1634-1635 гг. Музей Прадо, Мадрид
Кульминационный момент противостояния двух армий: Юстин Нассауский передает ключи от голландского города Бреды победителям-испанцам в лице полководца Амброзио Спинолы. Торжество победителей подчеркнуто не только снисходительно-вежливой позой Спинолы и униженным поклоном губернатора Бреды, но и ощетинившимися над головами испанцев копьями. Кстати, «Копья» — второе название картины.
Диего Веласкес. Портрет папы Иннокентия X
1650 г. Галерея Дориа-Памфили, Рим
Пример того, как незначительные детали помогают меткой характеристике персонажа: подозрительный прищур, сжатые губы, упавшие на щеку отсветы алого одеяния... Папе портрет понравился, и понтифик рекомендовал художника другим знатным заказчикам. Веласкес стал знаменит.
Диего Веласкес. Пряхи
1658 г. Музей Прадо, Мадрид
По одной из версий, это просто реалистичное изображение работниц гобеленовой мастерской. По другой — это иллюстрация к мифу о ткачихе Арахне, которая однажды осмелилась бросить вызов Афине, утверждая, что может создать ковер лучше, нежели сама богиня. Закончилось все печально — за свою заносчивость Арахна была превращена в паука.
Диего Веласкес. Венера с зеркалом
Ок. 1644-1648 г. Национальная галерея, Лондон
Веласкес часто «играл» с ракурсами, и на этой картине мы не видим лица расположившейся на ложе Венеры: только его отражение в зеркале, которое держит перед ней Амур. Есть предположение, что художник побоялся изображать обнаженную Венеру анфас из-за возможного преследования инквизиции.
Диего Веласкес. Кузница Вулкана
1630 г. Музей Прадо, Мадрид
На первый взгляд нам может показаться, что перед нами — просто реалистичное изображение древней кузницы: мастеровой со своими помощниками ненадолго оторвался от работы... Но слева — совершенно неожиданная в этом антураже фигура: бог Аполлон в сияющем хитоне и венке из лавра. Оказывается, перед нами — не простые работяги, а подмастерья самого Вулкана-Гефеста, которому Аполлон принес известие об измене супруги.
Диего Веласкес. Поклонение волхвов
1619 г. Музей Прадо, Мадрид
Композиционный центр картины — изображение младенца Иисуса, которому волхвы в праздничном облачении подносят дары. Он туго спеленут, как самый обычный младенец, но с несвойственным детям серьезным выражением личика. Вдали виднеется холм, очертания которого на фоне зловеще-облачного неба намекают на грядущую Голгофу... Туда с тревогой вглядывается Иосиф.