Джон Сингер Сарджент. Дочери Эдварда Дарли Бойта
1882 г. Музей изобразительных искусств, Хьюстон
Сарджент работал в разных стилях и направлениях, за изысканные портреты его даже называют «Ван Дейком Нового времени». Картина «Дочери Эдварда Дарли Бойта», на которой художник запечатлел дочек своего друга, очень нестандартна композиционно.
Джон Сингер Сарджент. Сестры Уиндем
1899 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Сарджента часто порицали за излишнюю красивость, пристрастие к внешним эффектам и чрезмерной изысканности. Но нужно признать: все его портреты (кстати, существует даже устоявшееся выражение «женщины Сарджента») — это не просто аристократки в модных платьях, а точные и тонкие психологические характеристики героинь.
Джон Сингер Сарджент. Портрет мадам Икс
Апрель 1883 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Картина-скандал: портрет светской львицы Вирджини Готро публика сочла непристойным. Во-первых, из-за скандального образа жизни самой героини, а во-вторых, из-за кокетливо спущенной с плеча бретельки платья. Бретельку художнику пришлось в итоге «вернуть» на плечо.
Джон Сингер Сарджент. Аллигаторы
1917 г. Художественный музей Вустера
Для Соединенных Штатов Америки аллигаторы не являются экзотикой, можно скорее удивиться тому, что американские художники их изображали так редко. Возможно, дело в том первобытном страхе, который вызывает у людей этот грозный хищник? Но Сарджент представил аллигаторов в необычном свете: они благодушно греются на солнце и их вполне можно назвать красивыми — особой красотой хищника.
Джон Сингер Сарджент. На пленэре
1889 г. Бруклинский музей, Нью-Йорк
Интересно, что мы почти не видим лиц ни работающего художника, ни устроившейся рядом с ним женщины — они практически скрыты полями шляп. Перед нами не портреты конкретных людей, а «портрет» творческого процесса. При этом вполне достоверный.
Джон Сингер Сарджент. Портрет Альмины, дочери Ашера Вертхаймера
1908 г. Галерея Тейт, Лондон
Девушка представлена в экзотическом восточном одеянии в жемчужно-белых и золотистых тонах. То, как Сарджент показывал на картинах ткани — шелк, парчу, шифон, заслуживает отдельного упоминания. Его мастерство в передаче фактур и объемов было неоспоримым. Художник считал, что костюм должен завершать и раскрывать образ человека, а не просто украшать.