Теодор Батлер. Деревья Живерни, ветер и снег
1892—1893 гг. Художественный музей Университета Бригама Янга, Прово
Теодор Батлер близко дружил с Клодом Моне, был женат на его падчерице Сюзанне и много лет прожил в Живерни, где умер и был похоронен (также как и Моне). В Соединенных Штатах Батлер создал Общество независимых художников, оказывавшее помощь и покровительство живописцам «неклассического» толка. Сам он большей частью создавал полотна в импрессионистском духе.
Теодор Батлер. Флаги
1918 г. Бирмингемский художественный музей
Это уже не чисто импрессионистское полотно, создающее впечатление яркого, шумного праздника. В картине «Флаги» можно углядеть приметы и экспрессионизма (насыщенные локальные яркие цвета), и абстрактного искусства: это не столько точное отображение реальности, сколько ее довольно условный образ.
Теодор Батлер. Фейерверк. Мост в Верноне
1908 г. Художественный музей Университета Бригама Янга, Прово
Тот самый случай, когда при почти детской технике исполнения создается убедительный, яркий образ: представить на полотне сразу несколько источников и типов света (луна, фонари на корме и носу лодки, светильники на мосту) — для этого требуется незаурядное мастерство! А также наблюдательность и чувство цвета.
Теодор Батлер. Парусники в Дьеппе
1906 г. Музей искусств Колумба, Огайо
Нормандский город Дьепп благодаря наличию удобного порта, развитой промышленности, а с 1848 года — еще и прямому железнодорожному сообщению с Парижем притягивал к себе самых разных людей: от воротил бизнеса до туристов. Конечно, было здесь раздолье и для художников: морские пейзажи, яхты, красивая линия берега — все это привлекало в Дьепп сотни «тружеников мольберта». На полотне Батлера красоты Дьеппа представлены в нежно-голубых тонах.
Теодор Батлер. Картежники
Ок. 1896 г. Музей американского искусства Терра, Чикаго
Художника часто привлекали простые, домашние сценки: купание ребенка, подготовка к застолью... Его карточные игроки хорошо знают друг друга, не первый раз собираются вместе и играют не столько ради самой игры, сколько ради приятной компании. Не совсем обычна композиция картины: взгляд сверху на стол, вокруг которого расположились люди.
Теодор Батлер. Лили Батлер читает в Батлер-Хаусе, Живерни
1908 г. Музей американского искусства Терра, Чикаго
Лили — дочь художника, родившаяся в 1894 году; на этой картине ей 14 лет. Среди теплых, но при этом приглушенных красок обстановки — ковер, скатерть, часть стены — решенное в темно-синем цвете платье девочки и ее черные волосы привлекают внимание к ее образу. Хотя лица мы почти не видим.