Джорджоне


Джорджоне — мастер передачи не столько движения физического, сколько «движения души». На его полотнах — гармония человека и природы, гармония сердца и разума. Этот выдающийся художник высокого Возрождения прославился своей способностью передавать тончайшие, мимолетные оттенки человеческих чувств и эмоций.

 

Джорджоне. Картины художника

  1. Джорджоне. Юноша со стрелой
  2. Джорджоне. Буря
  3. Джорджоне. Юдифь с головой Олоферна
  4. Джорджоне. Мадонна Кастельфранко
  5. Джорджоне. Портрет молодого человека
  6. Джорджоне. Спящая Венера
  7. Джорджоне. Поклонение волхвов

 

 

 

ДЖОРДЖОНЕ. ЮНОША СО СТРЕЛОЙ

 

Джорджоне. Юноша со стрелой

1506 г. Музей истории искусств, Вена

В «Юноше со стрелой» многие видят влияние Леонардо да Винчи: легкий поворот головы, затуманенный взгляд, направленный как будто одновременно и на зрителя, и сквозь него.

 

 

 

ДЖОРДЖОНЕ. БУРЯ

 

Джорджоне. Буря

Ок. 1505 г. Галерея Академии, Венеция

У этой картины много названий: «Буря», «Гроза», «Пейзаж на холсте с грозой, цыганкой и солдатом» и даже «Семья Джорджоне»... Одно из самых загадочных полотен Джорджоне привлекает внимание прежде всего контрастом уравновешенной композиции, спокойствия человеческих фигур и резкой, фосфорической вспышки молнии. На картине словно борются свет и тьма, солнце и черные тучи: последние лучи еще пробиваются через темную пелену, но гроза вот-вот разразится, и все происходящее скроется за стеной дождя...

 

 

 

ДЖОРДЖОНЕ. ЮДИФЬ С ГОЛОВОЙ ОЛОФЕРНА

 

Джорджоне. Юдифь с головой Олоферна

1504 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Художник пошел против сложившихся традиций, изобразив ветхозаветную героиню не в момент обезглавливания вражеского полководца, а уже после одержанной ею победы. Цветовая гамма картины так сдержанна и облик Юдифи так обаятельно-нежен, что голову Олоферна у ее ног зритель замечает не сразу... Особая примета картины — мягкий, рассеянный солнечный свет.

 

 

 

ДЖОРДЖОНЕ. МАДОННА КАСТЕЛЬФРАНКО

 

Джорджоне. Мадонна Кастельфранко

1504 г. Собор св. Либерале, Кастельфранко

Полное название картины — «Мадонна на троне с младенцем и святыми Либералием и Франциском». Джорджоне выступает как выдающийся мастер создания настроения при помощи определенного колорита и незаметных с первого взгляда деталей. Выражения лиц святых, погруженных в молитвенную задумчивость, перекликаются с настроением туманно-меланхолического пейзажа, а статичность фигур подчеркнута монументальностью трона и виднеющихся вдали башен.

 

 

 

ДЖОРДЖОНЕ. ПОРТРЕТ МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА

 

Джорджоне. Портрет молодого человека

1508-1510 гг. Музей изобразительных искусств, Будапешт

Портрет передает в первую очередь эмоции и настроение, а не является точным воспроизведением облика конкретной личности (кто именно изображен на картине — достоверно неизвестно). Что нехарактерно для портретов Высокого Возрождения — юноша смотрит не на зрителя, а в сторону, рассеянно перебирая рукой застежки кафтана...

 

 

 

ДЖОРДЖОНЕ. СПЯЩАЯ ВЕНЕРА

 

Джорджоне. Спящая Венера

Ок. 1508 г. Галерея старых мастеров, Дрезден

Художник, умерший в возрасте около 33 лет, не окончил картину, и завершал ее друг живописца — Тициан Вечеллио. Именно его рукой написан пейзаж, который делают умиротворенным и гармоничным серебристо-коричневые и приглушенно-зеленые тона. Есть версия, что на полотне представлена не Венера, а аллегория гармонии и спокойствия. Что ж, вполне может быть.

 

 

 

ДЖОРДЖОНЕ. ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ

 

Джорджоне. Поклонение волхвов

1506-1507 гг. Национальная галерея, Лондон

Справа — пестрая толпа волхвов и сопровождающих их всадников: яркие костюмы, богато украшенные упряжь и оружие. Взгляд зрителя скользит справа налево, где представлено святое семейство. Скромные одеяния Девы Марии, младенца Иисуса и Иосифа, почти неразличимые на фоне стены хлева фигуры вола и осла — левая сторона полотна значительно более сдержанна по колориту, но гораздо мощнее эмоционально.