Эдвард Берн-Джонс. Очарованный Мерлин
1874 г. Художественная галерея Леди Левер, Мерсисайд
Берн-Джонс, как и многие другие его современники, был горячим поклонником легенд о короле Артуре и истории Святого Грааля — эти романтичные предания вполне отвечали духу символистской живописи. «Очарованный Мерлин» — иллюстрация к преданию о том, как озерная фея Нимуэй обманом выведала у волшебника секреты и пыталась его погубить. По разным версиям, для Нимуэй позировала либо художница Мария Замбако, либо Джейн Моррис, которую называли музой прерафаэлитов.
Эдвард Берн-Джонс. Сидония фон Борк
1860 г. Галерея Тейт, Лондон
Это иллюстрация к книге Вильгельма Мейнхольда «Сидония фон Борк. Монастырская колдунья». Весь образ женщины — воплощение зла и коварства под маской очарования и красоты, именно так описывал ее автор.
Эдвард Берн-Джонс. Святой Георгий, поражающий дракона
1866 г. Художественная галерея Нового Южного Уэльса
В представлении Берн-Джонса дракон мало напоминает свои привычные образы в религиозном искусстве: он похож скорее на огромную ящерицу. Впрочем, для воплощения зла такая оболочка тоже вполне подходит. О живучести дракона и, соответственно, об опасности зла напоминает говорящая деталь: противник святого уже насквозь пронзен копьем, но продолжает сопротивление.
Эдвард Берн-Джонс. Золотая лестница
1876-1880 гг. Галерея Тейт, Лондон
Художник часто определял искусство как «красивый сон о том, чего никогда не было и не будет». Сюжет его «Золотой лестницы» до конца не разгадан: какой смысл он вкладывал в изображение бесконечной процессии одинаково прекрасных юных девушек с музыкальными инструментами в руках? Бессмертие и непрерывность искусства? Вечность музыки?
Эдвард Берн-Джонс. Цикл Персея 7: судьба выполнена
1888 г. Художественная галерея Саутгемптона
Серия картин о подвигах героя греческих мифов Персея была создана Берн-Джонсом по заказу политика Артура Балфора, будущего премьер-министра Великобритании, для украшения его резиденции. На данном полотне представлен самый, пожалуй, известный сюжет: спасение Персеем царевны Андромеды от морского чудовища.
Эдвард Берн-Джонс. Пан и Психея
1872-1874 гг. Художественный музей Фогга, Кембридж
Художник по-своему трактует древние предания: Пан, который, согласно мифам, был настолько уродлив, что одним своим видом потешал прочих богов, у него предстает как юноша, наделенный классической красотой — ну, за исключением козлиных ног и острых ушей. Синие ирисы на картине — один из символов вечности.