Норвежский художник Эдвард Мунк является одним из первых представителей экспрессионизма. В его картинах много смерти, отчаяния и одиночества, однако, присутствует и жажда жизни.
Эдвард Мунк. Картины художника
Эдвард Мунк. Больная девочка
1885-1886 гг. Национальная галерея, Осло
Эдвард Мунк в возрасте пяти лет потерял мать, скончавшуюся от туберкулеза. Когда ему было пятнадцать, та же болезнь унесла его любимую сестру Софи. В картине «Больная девочка» двадцатитрехлетний художник снова переживает поразившие его тогда горе, отчаяние и безысходность.
Эдвард Мунк. Крик
1893 г. Национальная галерея, Осло
Самое известное полотно Эдварда Мунка, символ экспрессионизма: приверженцы этого направления старались воздействовать непосредственно на эмоции зрителя. Картина стала воплощением отчаяния, боли и ужаса, а образ человека, кричащего в пустоту и не получающего ответа, уже более столетия тиражируется в массовом искусстве. «Бесконечный крик, пронзающий природу», — так характеризовал собственные ощущения художник.
Эдвард Мунк. Меланхолия
1894—1896 гг. Художественные музеи Бергена
Это произведение в отличие от знаменитого «Крика» не производит впечатления удара по нервам, но все же в линиях пейзажа, в выборе цветов сквозит некоторое напряжение. Считается, что на картине (существует несколько ее вариантов) изображен друг художника Яппе Нильсен, переживавший в это время неудачный роман. Многим видится в произведении влияние Гогена.
Эдвард Мунк. Танец жизни
1899-1900 гг. Национальная галерея, Осло
По собственному признанию художника, в центре он изобразил сам себя, танцующего с девушкой в красном платье. Она олицетворяет первую любовь, нам известно даже ее имя: Милли Таулов. А что символизируют женские фигуры — слева в белом и справа в черном? Версий много. Вот одна из самых популярных: слева— надежда, справа — символ надежды утраченной.