Густав Климт. Ферма в Верхней Австрии
1911 г. Галерея Бельведер, Вена
Имя Густава Климта стало одним из символов модерна, этот стиль проявил себя и в живописи, и в архитектуре, и в моде. Для него характерны декоративность, отсылки к искусству Древнего Востока, сложные флорально-геометрические орнаменты. Ну а в живописи, как мы видим, Климт успешно использовал наследие неоимпрессионистов: например, отдельные приемы точечной живописи — пуантилизма. Его «Ферма...» пронизана солнечным светом.
Густав Климт. Поцелуй
1907-1908 гг. Галерея Бельведер, Вена
Самое известное произведение австрийского живописца. На краю обрыва, который в данном случае является символом безрассудной страсти, стоят на коленях мужчина и женщина, он склоняется с поцелуем к ее лицу. Экзотические золотые, с пышным орнаментом одежды любовников воспринимаются как ореол, ограждающий их от всего мира.
Густав Климт. Портрет Сони Книпс
1898 г. Галерея Бельведер, Вена
Климт как портретист пользовался большой популярностью в среде австрийских нуворишей и высшего света. В портрете Сони Книпс, супруги богатого промышленника, соединяются черты разных стилей и направлений. Импрессионизм читается в движениях молодой женщины: она как будто собирается встать с кресла и уйти. Лицо модели написано предельно реалистично, а о линиях модерна напоминают изгибы растения за спиной Сони.
Густав Климт. Портрет Фрицы Ридлер
1906 г. Галерея Бельведер, Вена
Эта работа относится к золотому периоду творчества Климта (как и «Поцелуй»): его полотна тогда были наиболее яркими и декоративными, например, художник использовал для украшения сусальное золото. Особенность портретов 1900-х годов в том, что лицо и руки представлены достоверно, а платье, фон и предметы обстановки превращаются скорее в элементы орнамента.
Густав Климт. Тихий пруд
1899 г. Музей Леопольда, Вена
Интересна композиция картины: изображение словно срезано сверху, нам почти не видны деревья, растущие на берегу пруда, и раскинувшееся над ними небо. Но зато отражение и того и другого мы видим в слегка подернутой ряской гладкой поверхности пруда. Это усиливает ощущение тишины...
Густав Климт. Юдифь и голова Олоферна
1901 г. Галерея Бельведер, Вена
Сюжет Священного Писания о том, как иудейка по имени Юдифь соблазнила ассирийского полководца Олоферна и отрубила ему голову, тем самым буквально обезглавив вражеское войско, художник представляет по-своему. Его Юдифь не героиня древнего сказания, а вполне современная женщина. Ее лицо выражает почти чувственное удовольствие, а движение рук, придерживающих голову Олоферна, выглядит скорее ласковым. О Древнем Востоке напоминает только пышный золотой декор.