Жан-Франсуа Рафаэлли

ЖАН-ФРАНСУА РАФАЭЛЛИ. ПОРТРЕТ ЭДМОНА ГОНКУРА

 

ЖАН-ФРАНСУА РАФАЭЛЛИ. ПОРТРЕТ ЭДМОНА ГОНКУРА

1888 г. Музей изящных искусств, Нанси

Без упоминания о Жане-Франсуа Рафаэлли история французского импрессионизма будет неполной. Итальянец по происхождению, Рафаэлли жил во Франции. Будучи учеником академиста Жана-Леона Жерома, он впоследствии отошел от классики и пробовал себя в разных жанрах и стилях: писал жанровые картины, пытался подражать то Дега, то Моне, позднее — Тулуз-Лотреку. Его «Портрет Эдмона Гонкура», почти парадный по композиции и настроению, не очень типичен для описываемого периода: Рафаэлли тогда в основном привлекали образы бедноты.

 

 

 

ЖАН-ФРАНСУА РАФАЭЛЛИ. БОГЕМА В КАФЕ

 

ЖАН-ФРАНСУА РАФАЭЛЛИ. БОГЕМА В КАФЕ

1886 г. Музей изящных искусств, Бордо

Как художник относится к изображенным им представителями богемы? Он скорее дружески посмеивается над ними: величественный жест рассказчика за столом не сочетается со стоящими перед ним пивными кружками, а задумчивость персонажа в центре, возможно, вызвана не тревогой за судьбу искусства, а количеством выпитого.

 

 

 

ЖАН-ФРАНСУА РАФАЭЛЛИ. НА ЛИТЕЙНОМ ЗАВОДЕ

 

ЖАН-ФРАНСУА РАФАЭЛЛИ. НА ЛИТЕЙНОМ ЗАВОДЕ

1886 г. Музей изобразительных искусств Лиона

На картине представлен выдающийся литейщик Эжен Гонон, руководящий сборкой одного из рельефов скульптора Эжена Далу. Имена рабочих, которые тащат тяжелые детали, чтобы установить их на положенные места, нам неизвестны; но и к руководителю процесса, и к простым мастеровым художник явно относится с одинаковым уважением.

 

 

 

ЖАН-ФРАНСУА РАФАЭЛЛИ. ВИД С НАБЕРЕЖНОЙ НА НОТР-ДАМ

 

ЖАН-ФРАНСУА РАФАЭЛЛИ. ВИД С НАБЕРЕЖНОЙ НА НОТР-ДАМ

1897-1902 гг. Художественный музей Кливленда

Рафаэлли называли «бытописателем Парижа», и его картины — это не только эпизоды из жизни рядовых парижан, богемы и знати. Город на его полотнах — это тоже живое существо, радующееся солнцу и грустящее в плохую погоду.

 

 

 

ЖАН-ФРАНСУА РАФАЭЛЛИ. ПРОМЕНАД

 

ЖАН-ФРАНСУА РАФАЭЛЛИ. ПРОМЕНАД

1880-е гг. Центр Гетти, Лос-Анджелес

В единой цветовой гамме художник представляет костюмы двух парижских обывателей (судя по всему, мужа и жены), окружающие их детали незамысловатой архитектуры, даже цвет шерсти бегущей чуть впереди собачонки. Картина приобретает не только колористическое, но и смысловое единство, рассказывая о нелегкой доле маленького человека в большом городе.

 

 

 

ЖАН-ФРАНСУА РАФАЭЛЛИ. У ЦЕРКВИ СЕН-ЖАН В НЕМУРЕ

 

ЖАН-ФРАНСУА РАФАЭЛЛИ. У ЦЕРКВИ СЕН-ЖАН В НЕМУРЕ

1912 г. Музей д’Орсе, Париж

При помощи легких, «акварельных» цветов и легких штрихов художник передает ощущение влажного от недавнего дождя воздуха, а игра света и тени создает впечатление лучей солнца, только-только пробившегося через облака — на улице и стенах домов еще лежат голубые тени, хотя крыши уже ярко освещены. Горожане выходят на улицу — прыгают по лужам дети, отправился куда-то импозантный господин с тростью.

 

 

 

ЖАН-ФРАНСУА РАФАЭЛЛИ. ПЕРЕКРЕСТОК ДРУО

 

ЖАН-ФРАНСУА РАФАЭЛЛИ. ПЕРЕКРЕСТОК ДРУО

1902 г. Музей изобразительных искусств Реймса

В отличие от многих городских пейзажей Рафаэлли — спокойных и выверенных — эта картина порождает ощущение суеты большого города, стремительного движения людских потоков. Впечатление создается при помощи энергичного синего цвета и резких штрихов, которыми художник формирует как кроны деревьев, так и фигуры пешеходов.