Караваджо


Микеланджело Меризи да Караваджо - художник-реформатор, один из величайших представителей стиля борокко в живописи. Писал картины сразу на холсте без использования схематичных рисунков и эскизов. 

 

Караваджо. Картины художника

  1. Караваджо. Давид с головой Голиафа
  2. Караваджо. Лютнист
  3. Караваджо. Обращение Савла. Второй вариант
  4. Караваджо. Амур-победитель
  5. Караваджо. Призвание апостола Матфея
  6. Караваджо. Отдых на пути в Египет
  7. Караваджо. Кающаяся Мария Магдалина

 

 

 

КАРАВАДЖО. ДАВИД С ГОЛОВОЙ ГОЛИАФА

 

Караваджо. Давид с головой Голиафа

1607-1610 гг. Галерея Боргезе, Рим

Очень необычная трактовка ветхозаветного сюжета: Давид не торжествует, а как будто сочувствует поверженному врагу, голову которого держит в руке. Эта картина породила множество самых разных трактовок, тем более что голова Голиафа, вероятнее всего, представляет собой автопортрет художника! Персонаж, словно освещенный яркой вспышкой света, — характерный прием Караваджо.

 

 

 

КАРАВАДЖО. ЛЮТНИСТ

 

Караваджо. Лютнист

Ок. 1595 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Картина существует в нескольких авторских версиях, незначительно отличающихся друг от друга. Одна находится в Эрмитаже, другая в Метрополитен-музее и еще одна в английской усадьбе Бадминтон-хаус. Эрмитажный вариант по праву считается самым тонким по исполнению. Караваджо насыщает полотно незаметными на первый взгляд деталями, которые делают изображение очень жизненным: например, по нотам, лежащим перед юношей на столе, можно сыграть мелодию. Это популярный мадригал XVI века «Вы знаете, что я вас люблю».

 

Тайна портрета скрывается в игре контраста, в чувствах и эмоциональной насыщенности картины. Зрителя ставит в тупик пол человека на портрете, долгое время картина даже носила название «Лютнистка» и лишь к началу 20 века искусствоведы сошлись во мнении, что это изображение юноши. Питер Робб - биограф художника, считал, что на картине изображен знакомый Караваджо - Марио Миннити. Также есть предположение, что на картине Педро Монтойи - кастрат андрогинной внешности из придворного хора дель Монте.

 

 

 

КАРАВАДЖО. ОБРАЩЕНИЕ САВЛА. ВТОРОЙ ВАРИАНТ

 

Караваджо. Обращение Савла. Второй вариант

1601 г. Санта-Мария-дель-Пополо, Рим

Еще один пример «остановленного мгновения», прием, который потом сделают главным в своем творчестве импрессионисты: Савл, гонитель христиан, упал с лошади, пораженный внезапным приступом слепоты. Пройдет время, и он обратится в христианство... Яркий свет акцентирует внимание на панически-растерянном жесте рук Савла, которые словно выходят за раму картины, делая зрителя не созерцателем, а участником происходящего.

 

 

 

КАРАВАДЖО. АМУР-ПОБЕДИТЕЛЬ

 

Караваджо. Амур-победитель

Ок. 1603 г. Картинная галерея, Берлин

Караваджо при жизни славился не только талантом, но и непростым характером. Многие его картины вызывали скандал. И его «Амур-победитель» — не столько очаровательный бог любви, сколько озорной мальчишка. Он разбросал по комнате музыкальные инструменты, ноты, доспехи — все, чем человек может гордиться, — и вызывающе ухмыляется в лицо всем, кто сомневается в его власти.

 

 

 

КАРАВАДЖО. ПРИЗВАНИЕ АПОСТОЛА МАТФЕЯ

 

Караваджо. Призвание апостола Матфея

1600 г. Сан-Луиджи-деи-Франчези, Рим

Еще один распространенный сюжет Евангелия: Иисус призывает мытаря (сборщика налогов) Левия Матфея на апостольское служение. Любимый прием Караваджо и его последователей — «караваджистов»: основным «рассказчиком» на картине является луч, ярко озаряющий стол Левия. Фигура Иисуса почти не видна, мы замечаем ее, следуя взглядом за источником света.

 

 

 

КАРАВАДЖО. ОТДЫХ НА ПУТИ В ЕГИПЕТ

 

Караваджо. Отдых на пути в Египет

1597 г. Галерея Дориа-Памфили, Рим

Верный себе, Караваджо трактовал известный сюжет живо и нетрадиционно. Спиной к зрителю стоит ангел, окутанный белой тканью. По нотам, которые держит перед ним Иосиф, он играет гимн Деве Марии. Под ногами Иосифа — безжизненная сухая земля и острые камни, Марию окружают цветущие растения, ангел стоит на границе живой и мертвой природы. Видимо, это аллегория спасения через веру и... красоту?

 

 

 

КАРАВАДЖО. КАЮЩАЯСЯ МАРИЯ МАГДАЛИНА

 

Караваджо. Кающаяся Мария Магдалина

Ок. 1594-1596 г. Галерея Дориа-Памфили, Рим

Художник рассказывает о покаянии недавней блудницы, не демонстрируя при этом ни бурных жестов, ни патетических сцен. Символика его картины проще и в то же время тоньше. Беспомощно сложенные руки Магдалины, опущенные глаза, рассыпавшееся жемчужное ожерелье, общая затемненная гамма картины способны рассказать очень многое...