Обри Бёрдслей. Маскарад
1894 г. Галерея Тейт, Лондон
Обри Бёрдслей, английский график, иллюстратор и поэт, известен прежде всего как автор невероятно тонких по исполнению, зачастую пронизанных откровенным эротизмом графических работ, персонажи которых могли быть возвышенно красивы и отталкивающе уродливы, привлекательны и смешны, величественны и жалки. Творчество Бёрдслея с его прихотливыми линиями и фантастичностью относят к модерну. Наследие художника могло бы быть больше, но он умер от туберкулеза в возрасте 25 лет.
Обри Бёрдслей. Мадам Режан
1894 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Портреты драматической актрисы мадам Режан художник создавал неоднократно. Видимо, ее внешность и стиль соответствовали его эстетическому идеалу, во многих произведениях мы видим похожих персонажей: змеящиеся черные локоны, гибкость, четкие линии профиля, презрительный взгляд из-под длинных ресниц. Например, именно такой образ он создает, работая над серией иллюстраций к уайльдовской «Саломее».
Обри Бёрдслей. Купидон в саду
1896 г. Художественная галерея Южной Австралии, Аделаида
В центре композиции — два персонажа: весело улыбающаяся дама в пышном платье и мужчина, похожий то ли на опереточного злодея, то ли на кота. Он недобро косится на мальчишку, закутанного в длинный плащ, который проходит мимо и весело ухмыляется. По крылышкам за спиной мы можем догадаться, что это Купидон-Амур и, видимо, он только что пронзил чье-то сердце...
Обри Бёрдслей. Каприз
Ок. 1894 г. Галерея Тейт, Лондон
Очень необычное — масляная живопись не была типична для творчества Бёрдслея — и очень загадочное произведение. Женщина в темном платье с белой муфтой в руках негодующе вскидывает голову, глядя на карлика-арапчонка в красном костюме: он, видимо, в чем-то убеждает даму, делая приглашающий жест рукой. За его спиной — открытая дверь, за которой виднеется городская панорама. Каких только смыслов здесь не находили!