Художник Рембрандт Харменс ван Рейн один из самых значимых представителей золотого века голландской живописи. Картины Рембранта наполнены эмоциональными переживаниями, а выражения чувств, воплощенные художником на полотнах, никогда не были выражены столь ярко и значимо в живописи до его работ.
Рембрандт. Картины художника
- Рембрандт. Пир Валтасара
- Рембрандт. Саския в красной шляпе
- Рембрандт. Ночной дозор
- Рембрандт. Святое семейство
- Рембрандт. Рембрандт и Саския на картине «Блудный сын»
- Рембрандт. Артаксеркс, Аман и Эсфирь
- Рембрандт. Старик в красном
Рембрандт. Пир Валтасара
1635 г. Национальная галерея, Лондон
Вавилонский царь Валтасар, в ужасе вскочив из-за пиршественного стола, читает надпись, которую выводит на стене таинственная рука: «Исчислено царство твое, взвешено, разделено и отдано мидянам и персам». Свет исходит от самой надписи и освещает искаженные страхом лица Валтасара и его царедворцев... Здесь «застывшее мгновение» не сулит героям ничего хорошего.
Рембрандт. Саския в красной шляпе
1633—1634 гг. Кассельская-картинная галерея
Свою жену Саскию ван Эй-ленбюрх Рембрандт рисовал часто, изображая ее то в облике Флоры, то Афины-Минервы. Живописец не был склонен идеализировать супругу, наделенную «неклассической» внешностью, но, видимо, очень обаятельную. Тем ценнее ныне эти шедевры реалистического портрета...
Рембрандт. Ночной дозор
1642 г. Рейксмюсеум, Амстердам
Обыденная сценка — из ворот на площадь выходят солдаты стрелковой роты. Но гений Рембрандта придает повседневному сюжету торжественность и величие. Интересно, что название «Ночной дозор» было дано спустя много лет после смерти Рембрандта — картина, находившаяся в здании отрядов Гражданского ополчения Нидерландов, постепенно закоптилась и потемнела. На самом деле действие происходит днем — это доказала расчистка полотна, настоящее название которого «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбюрга».
Рембрандт. Святое семейство
1645 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Евангельский сюжет Рембрандт превращает почти в бытовую зарисовку: Дева Мария наклонилась над колыбелькой сына, Иосиф, почти скрытый в полумраке, на заднем плане вытесывает что-то из дерева. Единственный источник света — небольшой очаг в правом углу. О том, что перед нами святое семейство, напоминают лишь несколько парящих слева вверху ангелочков, с любопытством пытающихся заглянуть в люльку.
Рембрандт. Рембрандт и Саския на картине «Блудный сын»
1635 г. Галерея старых мастеров, Дрезден
Рембрандт представил блудного сына (вернее, себя) в момент безудержного веселья в таверне. Видимо, причина в том, что дела художника в это время пошли в гору, у него было много заказчиков и учеников. Но о том, что все на свете преходяще, напоминает странная пустота вокруг главных героев картины. Правда, есть версия о том, что на самом деле Рембрандт сначала изобразил большую компанию, но потом убрал лишние фигуры.
Рембрандт. Артаксеркс, Аман и Эсфирь
1660 г. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва
Художник иллюстрирует событие из 7 главы Книги Есфирь — супруга персидского царя Артаксеркса, иудейка Эсфирь, обвиняет Амана — ближайшего царедворца — в желании истребить иудейский народ. Эсфирь, фигура которой ярко освещена, только что завершила свою обличительную речь. Артаксеркс замер в размышлении, а Аман как будто старается укрыться в тени и стать меньше ростом...
Рембрандт. Старик в красном
1652-1654 гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Выражение «Рембрандтовские старики» стало почти нарицательным. Художник часто изображал пожилых людей, его привлекали исходящие от них душевное тепло, мудрость и спокойствие. Руки старика на этом портрете — тяжелые и натруженные — могут сказать не меньше, чем его лицо.