Родерик О’Конор


РОДЕРИК О’КОНОР. ВИД НА ПОНТ-АВЕН

 

РОДЕРИК О’КОНОР. ВИД НА ПОНТ-АВЕН

1899 г. Национальные музеи Северной Ирландии

Родерик О'Конор, ирландец по происхождению, много лет прожил во Франции, работал в бретонском Понт-Авене. Кстати, сама биография художника может послужить ответом тем, кто считает, что эксперименты в искусстве начинаются с неумения рисовать как следует и с отсутствия художественного образования: О'Конор учился в дублинской Школе искусств Метрополитен, в Амплефорт Колледже, в Академии изящных искусств Антверпена и академической техникой владел прекрасно.

 

 

РОДЕРИК О’КОНОР. ЦВЕТЫ НА РОЗОВОЙ ТКАНИ

 

РОДЕРИК О’КОНОР. ЦВЕТЫ НА РОЗОВОЙ ТКАНИ

Ок. 1916 г. Музей Новой Зеландии (Те-Папа-Тонгарева), Веллингтон

Можем ли мы назвать все виды цветов, представленных нам в этом ярком и жизнерадостном букете? Маки, пионы, возможно, полураспустившиеся тюльпаны... Но так ли это важно? Искусство импрессионизма и последовавшего за ним постимпрессионизма представляет нам не фотографию предмета, а эмоцию, ощущение, образ. А образ цветов, хрупких, недолговечных и прекрасных, передан здесь безупречно. Кстати, сомнительное сочетание красного и розового выглядит весьма гармонично!

 

 

РОДЕРИК О’КОНОР. ПЕЙЗАЖ

 

РОДЕРИК О’КОНОР. ПЕЙЗАЖ

Ок. 1900 г. Галерея Тейт, Лондон

В своих произведениях художник много экспериментировал со способами нанесения краски на холст и видами мазка. Например, для большей выразительности он иногда оставлял между отдельными мазками краски просветы белого холста или бумаги, придававшие изображению дополнительный объем, яркое свечение. Использовал он и технику импасто, когда изображение буквально вылепливается благодаря тому, что краска наносится толстым слоем, рельефными каплями и мазками, иногда непосредственно пальцами.

 

 

РОДЕРИК О’КОНОР. ЖЕЛТЫЙ ПЕЙЗАЖ

 

РОДЕРИК О’КОНОР. ЖЕЛТЫЙ ПЕЙЗАЖ

1892 г. Галерея Тейт, Лондон

Полосы, полосы, полосы... Полосы желтой и коричневой краски, обозначающие поле и вспаханную землю. Полосы разных оттенков зеленого, при помощи которых художник представляет нам колеблемые ветром древесные кроны. Полосы голубого цвета, играющие роль неба, выцветшего благодаря яркому солнцу и покрытого облаками... Но парадоксальным образом этот «полосатый» пейзаж объединяется в удивительно гармоничное зрелище, насыщенное ощущением горячего летнего солнца и сильного теплого ветра.

 

 

РОДЕРИК О’КОНОР. ПОЛЕ КУКУРУЗЫ, ПОНТ-АВЕН

 

РОДЕРИК О’КОНОР. ПОЛЕ КУКУРУЗЫ, ПОНТ-АВЕН

1892 г. Музей Ольстера, Белфаст

Словно река расплавленного золота выливается на нас с холста. Нет, Родерик О'Конор не выписывает тщательно кукурузные початки, даже само поле и окружающие его деревья представлены в более чем символическом виде. В неистовых красках этой картины, в ее композиционном хаосе уже таятся те принципы, которые через десять с небольшим лет представят публике фовисты: главное — цвет. Чем он ярче, откровеннее, интенсивнее, тем сильнее воздействие на зрителя. А композиция, рисунок, достоверность, право, не так уж и важны!