Феликс Валлоттон. Автопортрет
1885 г. Кантонный музей изобразительных искусств, Лозанна
У себя на родине в Швейцарии Валлоттон более известен как график. Но живопись тоже не была ему чужда, он входил в круги, близкие к группе «Наби». Интересно сравнивать автопортрет 1885 года (художнику здесь всего 20 лет) с автопортретами конца 1890-х. От неуверенности и даже какой-то растерянности — к щеголеватости и сарказму...
Феликс Валлоттон. Голубая комната
1900 г. Музей искусств Далласа
Картина оставляет ощущение камерности, изолированности: закольцованный голубой цвет — персонажей окружают голубая стена, голубые шторы, голубое в горошек одеяло на кровати; бесчисленные складки ткани, которую сшивают женщины и которая струится по полу, застилает стулья и паркет... Ткань приглушает голоса и звук шагов, даже дети, сидящие на полу, замерли и притихли.
Феликс Валлоттон. Бархатцы и мандарины
1924 г. Национальная галерея искусства, Вашингтон
Этот небольшой натюрморт, очень теплый и простой по форме, совмещает в себе постимпрессионистскую свободу цвета и почти академическую прописанность деталей. Самые яркие на свете плоды и цветы соединены на одной картине!
Феликс Валлоттон. Овраг
1917 г. Библиотека современной международной документации в Нантере, Париж
На картине те самые поля и равнины, на которых в годы Первой мировой войны разворачивались самые кровопролитные сражения. И несмотря на теплую золотисто-зеленую гамму, картина оставляет тягостное впечатление: уж очень похожи сухие ветки, торчащие из земли, на могильные кресты. Иногда картине придают второй смысл, видя в этих ветках черенки виноградника и символ зарождения новой жизни.
Феликс Валлоттон. Верден
1917 г. Музей армии, Париж
Битва при Вердене между войсками Франции и Германской империи разворачивалась в течение почти всего 1916 года и вошла в историю как Верденская мясорубка. Там массово применялись огнеметы и химические снаряды, а погибло с обеих сторон около 300000 человек. И в своей картине «Верден» Валлоттон умудряется, не показав ни одного погибшего солдата, продемонстрировать весь ужас войны. Облака дыма и газа, огонь и пепел — таково содержание этого мощного антивоенного произведения.