Феликс Валлоттон


ФЕЛИКС ВАЛЛОТТОН. АВТОПОРТРЕТ

 

ФЕЛИКС ВАЛЛОТТОН. АВТОПОРТРЕТ

1885 г. Кантонный музей изобразительных искусств, Лозанна

У себя на родине в Швейцарии Валлоттон более известен как график. Но живопись тоже не была ему чужда, он входил в круги, близкие к группе «Наби». Интересно сравнивать автопортрет 1885 года (художнику здесь всего 20 лет) с автопортретами конца 1890-х. От неуверенности и даже какой-то растерянности — к щеголеватости и сарказму...

 

 

ФЕЛИКС ВАЛЛОТТОН. ГОЛУБАЯ КОМНАТА

 

ФЕЛИКС ВАЛЛОТТОН. ГОЛУБАЯ КОМНАТА

1900 г. Музей искусств Далласа

Картина оставляет ощущение камерности, изолированности: закольцованный голубой цвет — персонажей окружают голубая стена, голубые шторы, голубое в горошек одеяло на кровати; бесчисленные складки ткани, которую сшивают женщины и которая струится по полу, застилает стулья и паркет... Ткань приглушает голоса и звук шагов, даже дети, сидящие на полу, замерли и притихли.

 

 

ФЕЛИКС ВАЛЛОТТОН. БАРХАТЦЫ И МАНДАРИНЫ

 

ФЕЛИКС ВАЛЛОТТОН. БАРХАТЦЫ И МАНДАРИНЫ

1924 г. Национальная, галерея искусства, Вашингтон

Этот небольшой натюрморт, очень теплый и простой по форме, совмещает в себе постимпрессионистскую свободу цвета и почти академическую прописанность деталей. Самые яркие на свете плоды и цветы соединены на одной картине!

 

 

ФЕЛИКС ВАЛЛОТТОН. ОВРАГ

 

ФЕЛИКС ВАЛЛОТТОН. ОВРАГ

1917 г. Библиотека современной международной документации в Нантере, Париж

На картине те самые поля и равнины, на которых в годы Первой мировой войны разворачивались самые кровопролитные сражения. И несмотря на теплую золотисто-зеленую гамму, картина оставляет тягостное впечатление: уж очень похожи сухие ветки, торчащие из земли, на могильные кресты. Иногда картине придают второй смысл, видя в этих ветках черенки виноградника и символ зарождения новой жизни.

 

 

ФЕЛИКС ВАЛЛОТТОН. ВЕРДЕН

 

ФЕЛИКС ВАЛЛОТТОН. ВЕРДЕН

1917 г. Музей армии, Париж

Битва при Вердене между войсками Франции и Германской империи разворачивалась в течение почти всего 1916 года и вошла в историю как Верденская мясорубка. Там массово применялись огнеметы и химические снаряды, а погибло с обеих сторон около 300000 человек. И в своей картине «Верден» Валлоттон умудряется, не показав ни одного погибшего солдата, продемонстрировать весь ужас войны. Облака дыма и газа, огонь и пепел — таково содержание этого мощного антивоенного произведения.