Поль-Элье Рансон. Лотос
1906 г. Музей д’Орсе, Париж
В 1890 году Рансон вступил в группу «Наби» и быстро стал одним из ее творческих и духовных лидеров. Члены группы не просто разрабатывали творческие концепции в духе постимпрессионизма и символизма, они экспериментировали с различными модными тогда веяниями: вызов духов, языческие практики. И в произведениях Рансона эти интересы очень явно выражены.
Поль-Элье Рансон. Женщина с кувшином
1895 г. Музей Мориса Дени, Сен-Жермен-ан-Лэ
С одной стороны, в этой картине очень заметно влияние Поля Гогена; с другой — ее аппликационность напоминает о том, что Поль-Элье Рансон увлекался разными видами декоративного искусства, в том числе ковроткачеством и изготовлением гобеленов. И «Женщина с кувшином» отчасти напоминает «картоны» — эскизы, по которым создавались ковры.
Поль-Элье Рансон. Ведьмина черная кошка
1893 г. Музей д’Орсе, Париж
Художника влекло все необычное, экзотическое, потустороннее. Он изучал народные предания, суеверия, легенды. И картина «Ведьмина черная кошка», несмотря на кажущуюся очевидность сюжета, таит в себе немало загадок. Ведьма ли сидит в центре картины, опустив голову на ладонь и почти закрыв рукой лицо? Похоже все-таки, что это мужчина. О чем хочет сообщить ему кошка, подняв лапу? Или она просто отгоняет странное существо — то ли птицу, то ли летающего ящера, который как будто вырастает из изгибов орнамента? И что за символы в круге слева вверху?
Поль-Элье Рансон. Яблоня с красными цветами
1902 г. Музей изобразительных искусств, Хьюстон
Картина оставляет двоякое впечатление: желто-красная гамма, черные змеящиеся ветки создают впечатление объятого пламенем холста. Но в то же время желтый цвет не тревожен, а горяч, привлекателен и притягивает взгляд. Красные же цветы в сочетании с оранжевыми плодами очень декоративны. Интересен на картине и фон: растения представлены на фоне то ли вспаханной земли, то ли волн, написанных также в золотистой гамме.
Поль-Элье Рансон. Ведьмы вокруг огня
1891 г. Музей Мориса Дени, Сен-Жермен-ан-Лэ
Тела, растения и прочие изображенные персонажи и объекты практически лишаются объема, делая картину похожей на аппликацию, на предмет декоративно-прикладного искусства. Оранжево-алые тела ведьм, окруживших котел с варевом, производят впечатление дикости, опасности, агрессии. Даже их скорченные позы не статичны, они скорее напоминают сжатые пружины, готовые распрямиться и начать ритуальный танец в разгоняемой костром темноте.
Поль-Элье Рансон. Сидящая женщина
Ок. 1898 г. Музей Рипль-Ронаи, Капошвар
Пример того, как изображенный на картине интерьер помогает понять и оценить характер и душевное состояние персонажа. Фигура женщины как будто придавлена очертаниями мансардной комнаты с ее скошенным потолком и нависающим над головой окошком. Отсюда и неуверенность и изломанность позы героини.
Поль-Элье Рансон. Двe обнаженные женщины
1890 г. Музей Клеменса Сельса, Нойс
Графичность и текучесть линий «Обнаженных» Рансона вызывают в памяти произведения Обри Бердслея, известнейшего графика, представителя британского модерна. Модерн в конце XIX — начале XX столетия проявил себя и в изобразительном искусстве, и в архитектуре, и в моде. Символизм и потусторонность для модерна тоже характерны.