Поль Серюзье


ПОЛЬ СЕРЮЗЬЕ. ДЕТИ НА БЕРЕГУ РЕКИ

 

ПОЛЬ СЕРЮЗЬЕ. ДЕТИ НА БЕРЕГУ РЕКИ

1906 г. Национальная галерея Виктории, Мельбурн

Серюзье входил в число учеников Поля Гогена и впоследствии с несколькими единомышленниками создал уже упоминавшуюся нами в предисловии группу «Наби». Для художников этого объединения была характерна символистская тематика, интимизм, а также — в художественном плане — продолжение традиций Гогена, синтетистов, клуазонистов. Картина «Дети на берегу реки» сочетает в себе черты реалистической живописи и яркую декоративность постимпрессионизма: обратите внимание хотя бы на поверхность воды.

 

 

ПОЛЬ СЕРЮЗЬЕ. ТАЛИСМАН

 

ПОЛЬ СЕРЮЗЬЕ. ТАЛИСМАН

1888 г. Музей д’Орсе, Париж

Одно из самых известных произведений Серюзье. Крошечный (21x27 сантиметров!) «Талисман» был написан художником на картонке из-под сигар. Почему этот пейзаж получил такое название? Талисман — то, что нас охраняет, то, что защищает от невзгод. То, что связывает нас с тонким миром. И в этом пейзаже практически сливаются реальность — деревья на берегу пруда — и их отражение, ирреальная сторона бытия.

 

 

ПОЛЬ СЕРЮЗЬЕ. КОРИДОНСКИЙ ПАСТУХ

 

ПОЛЬ СЕРЮЗЬЕ. КОРИДОНСКИЙ ПАСТУХ

1913 г. Музей современного искусства Андре Мальро, Гавр

Художник в беседах с друзьями и в своих теоретических трудах по искусству (в частности, Серюзье написал книгу «Азбука живописи») утверждал, что и у искусства, и у науки должно быть «человеческое и религиозное обоснование». Поиск дополнительных смыслов, ассоциации — все это характерно для символической живописи. И изображение обычного сельского пастушка может быть воспринято как образ доброго пастыря...

 

 

ПОЛЬ СЕРЮЗЬЕ. БРЕТОНКА, СИДЯЩАЯ НА БЕРЕГУ МОРЯ

 

ПОЛЬ СЕРЮЗЬЕ. БРЕТОНКА, СИДЯЩАЯ НА БЕРЕГУ МОРЯ

1895 г. Национальный музей, Варшава

Серюзье всю жизнь занимался разработками в области символики цвета, изучал религиозное искусство, мифологию, труды пифагорейцев. Для него живопись была не просто искусством, она давала возможность при помощи красок и холста сказать то, для чего в человеческом языке, возможно, не хватило бы и тысячи слов. В простейшей на первый взгляд картине можно найти символику одиночества и мотив надежды, олицетворение веры и чистоты...

 

 

ПОЛЬ СЕРЮЗЬЕ. БЕЛАЯ КОРОВА

 

ПОЛЬ СЕРЮЗЬЕ. БЕЛАЯ КОРОВА

Ок. 1895 г. Национальный музей, Варшава

Поль Серюзье говорил, что один из самых ценных уроков живописи был преподан ему Гогеном и состоял всего из нескольких слов. Старший коллега сказал молодому художнику, что природу нужно не копировать, а преображать: ведь посмотреть вокруг и полюбоваться пейзажами может каждый, а значит, много ли чести в умении нарисовать все как есть? Задача художника — преподнести зрителю не копию, а образ... А цвет поможет в этом.