Винсент Ван Гог


Смерть в нищете и посмертная слава: при жизни Ван Гог продал не много своих картин, а ныне его полотна оцениваются десятками миллионов евро. Стиль, в котором он работал, довольно трудно определить, хотя картины Ван Гога и относят к постимпрессионизму. Можно лишь сказать с уверенностью, что его влияние на развитие искусства XX века огромно.

 

Винсент Ван Гог. Картины художника

  1. Винсент Ван Гог. Автопортрет (посвященный Полю Гогену)
  2. Винсент Ван Гог. Подсолнухи
  3. Винсент Ван Гог. Ирисы
  4. Винсент Ван Гог. Звездная ночь
  5. Винсент Ван Гог. Ночная терраса кафе
  6. Винсент Ван Гог. Валуны и дуб
  7. Винсент Ван Гог. Агостина Сегатори в кафе «Тамбурин»
  8. Винсент Ван Гог. Церковь в Овере
  9. Винсент Ван Гог. Мост Ланглуа в Арле
  10. Винсент Ван Гог. Спальня Винсента в Арле
  11. Винсент Ван Гог. Едоки картофеля
  12. Винсент Ван Гог. Рыбацкие лодки на пляже в Сент-Мари
  13. Винсент Ван Гог. Старая мельница
  14. Винсент Ван Гог. Вид на Арль, цветущие сады
  15. Винсент Ван Гог. Арлезианка (портрет мадам Жину)
  16. Винсент Ван Гог. Портрет доктора Рея

 

 

 

ВИНСЕНТ ВАН ГОГ. АВТОПОРТРЕТ (ПОСВЯЩЕННЫЙ ПОЛЮ ГОГЕНУ)

 

Винсент Ван Гог. Автопортрет (посвященный Полю Гогену)

1888 г. Художественный музей Фогга, Кембридж

Автопортреты Ван Гога столь же запоминающиеся и выдающиеся, как и его пейзажные работы. Однако, эта работа вызвала весьма бурное обсуждение и множество споров у наших современников. Автопортрет выглядит мрачным, и долгое время его считали подделкой, так как в этот период творчества, да и в целом, художник не был склонен к столь тусклым и темным краскам. Но, несмотря на то, что этот временной период творчества Винсента Ван Гога характеризовался яркими оттенками, его самые первые работы были как раз мрачными. Видимо, художник решил ненадолго вернуться к творческим истокам - этим и объясняются столь приглушенные тона.

 

 

 

ВИНСЕНТ ВАН ГОГ. ПОДСОЛНУХИ

 

Винсент Ван Гог. Подсолнухи

1888 г. Новая пинакотека, Мюнхен

Своим любимым цветам нидерландский художник посвятил целую серию картин. Подсолнухи для Ван Гога — своего рода его «альтер эго»: нервный и неуравновешенный художник изображает их то срезанными, со смятыми и порванными лепестками, то торжествующими, ярко-золотистыми. Предоставим слово самому живописцу: «Трудно познать самого себя. Однако написать себя не легче».

 

 

 

ВИНСЕНТ ВАН ГОГ. ИРИСЫ

 

Винсент Ван Гог. Ирисы

1889 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Серия картин с ирисами была написана художником во время его пребывания в больнице в Сен-Реми-де-Прованс незадолго до смерти (в которой, кстати, до сих пор много непонятного: по официальной версии Ван Гог покончил с собой в припадке безумия). В это время он увлекается японским искусством, и влияние гравюр Страны восходящего солнца на картины этого периода несомненно. Цветы и картины, над которыми он работал постоянно, художник называл «громоотводом для моей болезни».

 

 

 

ВИНСЕНТ ВАН ГОГ. ЗВЕЗДНАЯНОЧЬ

 

Винсент Ван Гог. Звездная ночь

1889 г. Нью-Йоркский музей современного искусства

Одна из самых известных картин Ван Гога, созданная им в лечебнице в Сен-Реми-де-Прованс. Казалось бы, звездное небо — одно из самых романтических зрелищ в мире. Но почему же эта картина производит впечатление тревоги и неуверенности? Может быть, дело в напоминающих водовороты светлых ореолах вокруг звезд? Или полотно сохранило мироощущение художника: известно, что «Звездную ночь» Ван Гог создал накануне припадка острого нервного расстройства... Причем за один день.

 

 

 

ВИНСЕНТ ВАН ГОГ. НОЧНАЯ ТЕРРАСА КАФЕ

 

Винсент Ван Гог. Ночная терраса кафе

16 сентября, 1888 г. Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло

Доводилось ли вам бродить по улицам ночного города в часы бессонницы, когда все ощущения обострены до предела? Именно такими вам будут казаться все цвета — неистово яркими, немного потусторонними. Интересно, что глубокую ночь художник написал, не используя черную краску. А его любимый желтый цвет здесь становится почти фосфорическим.

 

 

 

ВИНСЕНТ ВАН ГОГ. ВАЛУНЫ И ДУБ

 

Винсент Ван Гог. Валуны и дуб

Июль 1888 г. Музей изобразительных искусств, Хьюстон

«Поразительная творческая всеядность!» — пожимали плечами современники: художник рисовал портреты, пейзажи, цветущие ветки вишен, старые башмаки... Мир приводил его в восторг — при всем его несовершенстве.

 

 

 

ВИНСЕНТ ВАН ГОГ. АГОСТИНА СЕГАТОРИ В КАФЕ «ТАМБУРИН»

 

Винсент Ван Гог. Агостина Сегатори в кафе «Тамбурин»

С 1887 по 1888 г. Музей Винсента Ван Гога, Амстердам

Знакомое имя? С Агостиной Сегатори вы встречались на полотне Камиля Коро. Но там она еще была малоизвестной натурщицей, а здесь — уже в статусе хозяйки популярного у богемы парижского кафе. Название заведению дали столики, оформленные в виде барабанов-тамбуринов. Известно, что в «Тамбурине» художники часто проводили небольшие выставки, например японских гравюр, которые очень ценил Ван Гог. Самые внимательные даже утверждают, что они видны на стене справа от хозяйки.

 

 

 

ВИНСЕНТ ВАН ГОГ. ЦЕРКОВЬ В ОВЕРЕ

 

Винсент Ван Гог. Церковь в Овере

Июнь 1890 г. Музей д’Орсе, Париж

Церковь, представленная на картине, сохранилась до наших дней. Но художник сознательно несколько видоизменяет облик старинного храма: делает его более кряжистым, напоминающим вросший в землю древесный пень. Это не неумение передавать на полотне действительность, а скорее желание продемонстрировать единство природы и творения человеческих рук. Для него и поросший травой холм, и старинный храм, и бредущая по склону человеческая фигурка — явления одного порядка.

 

 

 

ВИНСЕНТ ВАН ГОГ. МОСТ ЛАНГЛУА В АРЛЕ

 

Винсент Ван Гог. Мост Ланглуа в Арле

1888 г. Музей Вальрафа-Рихарца, Кёльн

Для художника этот мостик стал чем-то вроде особой вехи в жизни. Самоучка, постоянно подвергавшийся насмешкам, с неуживчивым и странным характером, Ван Гог был одержим живописью, он работал даже в состоянии сильнейшего душевного расстройства. И мост Ланглуа он писал много раз: пробуя свои силы в масляной, акварельной живописи, изображая мост в солнечную погоду, под облачным небом, в каплях дождя... Пока, наконец, не создал один из лучших его образов — легкий и яркий.

 

 

 

ВИНСЕНТ ВАН ГОГ. СПАЛЬНЯ ВИНСЕНТА В АРЛЕ

 

Винсент Ван Гог. Спальня Винсента в Арле

Октябрь 1888 г. Музей Винсента Ван Гога, Амстердам

В Арле (на юге Франции), где художник поселился в 1888 году, он окончательно формирует свой особый живописный стиль — яркий, насыщенный. Но, увы, здесь же усугубляется и его психическое состояние... Вся жизнь Ван Гога — иллюстрация к размышлениям на тему, какова плата за талант и насколько тонкой является грань между гениальностью и безумием. Ну а что касается картины, то художник создает несколько ее вариантов в качестве «открытки для родных».

 

 

 

ВИНСЕНТ ВАН ГОГ. ЕДОКИ КАРТОФЕЛЯ

 

Винсент Ван Гог. Едоки картофеля

1885 г. Музей Винсента Ван Гога, Амстердам

Сам художник писал своему брату так: «Полотно говорит о тяжелом труде и о том, что персонажи честно заработали свою еду». И в самом деле, слово «тяжесть» пожалуй, первым приходит в голову при взгляде на эту картину. Мрачный колорит, землистые от усталости лица «едоков», тяжелые движения людей, привыкших перетаскивать неподъемные тяжести и работать — до отупения и надрыва. Все персонажи довольно чисто и аккуратно для крестьян одеты, у женщин — светлые чепчики и воротнички. Но все же картина оставляет тягостное чувство. Это действительно символ труда, но не созидающего, а безысходного.

 

 

 

ВИНСЕНТ ВАН ГОГ. РЫБАЦКИЕ ЛОДКИ НА ПЛЯЖЕ В СЕНТ-МАРИ

 

Винсент Ван Гог. Рыбацкие лодки на пляже в Сент-Мари

5 июня 1888 г. Музей Винсента Ван Гога, Амстердам

«Только опыт и... труд делают художника зрелым и дают возможность создать что-то более верное и законченное» — слова Винсента Ван Гога. Он рисует всегда, рисует везде, и на этой картине художник в очередной раз пробует себя в несвойственной манере: не густые темные мазки краски, а легкие, почти акварельные. Такая техника придает изображению легкость, мы верим, что еще несколько минут — и лодки, управляемые людьми, соскользнут в море...

 

 

 

ВИНСЕНТ ВАН ГОГ. СТАРАЯ МЕЛЬНИЦА

 

Винсент Ван Гог. Старая мельница

1888 г. Художественная галерея Олбрайт-Нокс, Буффало

Художник всегда находил нечто живописное и привлекательное в старых, обветшавших постройках, которые никогда бы не привлекли внимания другого мастера. Ему казалось интересным представить потенциальному зрителю историю — историю дома, историю человека, историю старого дерева. Мельницы, сараи, мосты для него почти живые существа. Попробуйте убрать из левого нижнего угла фигуры, судя по всему, старика и старушки, и картина утратит часть своего символического звучания...

 

 

 

ВИНСЕНТ ВАН ГОГ. ВИД НА АРЛЬ, ЦВЕТУЩИЕ САДЫ

 

Винсент Ван Гог. Вид на Арль, цветущие сады

Апрель 1889 г. Новая пинакотека, Мюнхен

К сожалению, в Арле не сохранился дом на площади Ламартин, где жил Винсент Ван Гог. Зато в изобилии сохранились созданные им картины: вот над полем Арля кружатся вороны, вот раскинулись под солнцем виноградники, вот жители Арля работают в поле... «Цветущие сады» написаны в спокойной, нежной гамме, что не слишком типично для этой местности с ее буйством природных красок. В Арле Ван Гог мечтал устроить творческую колонию художников-единомышленников, но, увы... Организатор из него получился не очень толковый.

 

 

 

ВИНСЕНТ ВАН ГОГ. АРЛЕЗИАНКА (ПОРТРЕТ МАДАМ ЖИНУ)

 

Винсент Ван Гог. Арлезианка (портрет мадам Жину)

1888 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

В кафе рядом с площадью Ламартин в Арле Ван Гог часто проводил время. Например, он встречался там с Полем Гогеном и обсуждал с ним будущую колонию художников. Кафе принадлежало супругам Жину, они же были владельцами дома, где художник снимал помещение. Арлезианка мадам Жину встречается нам на полотнах Ван Гога неоднократно, причем на портрете из музея Метрополитен она предстает в традиционном народном арлезианском наряде. Конечно, на желтом фоне...

 

 

 

ВИНСЕНТ ВАН ГОГ. ПОРТРЕТ ДОКТОРА РЕЯ

 

Винсент Ван Гог. Портрет доктора Рея

Январь 1889 г. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва

Феликс Рей в 1889 году практиковал в больнице Арля, куда был доставлен Ван Гог (впоследствии он проходил лечение в упоминавшейся больнице в Сен-Реми-де-Прованс). Судя по всему, молодому эскулапу удалось завоевать доверие талантливого больного, и художник пишет его портрет, ставший впоследствии одним из самых известных его произведений. Увы, Рей, видимо, был человеком добрым, но совершенно чуждым искусству: портрет был им засунут в чулан и сохранился чудом. Картина не раз меняла владельцев, прежде чем попала в ГМИИ.