Пьер Боннар


ПЬЕР БОННАР. ДВЕ СОБАКИ НА ПУСТЫННОЙ УЛИЦЕ

 

Пьер Боннар. Две собаки на пустынной улице

Ок. 1894 г. Национальная галерея искусства, Вашингтон

Боннар был членом группы «Наби». Он стремился соединить в своем творчестве все то, что ему было близко и дорого: идеалы импрессионизма (правда, он стремился к большей реалистичности); декоративность и символичность восточного искусства (художник очень ценил культуру японских гравюр); привлекательность обычных бытовых сценок. Его «Две собаки...» успешно соединяют в себе и первое, и второе, и третье!

 

 

 

 

ПЬЕР БОННАР. ВИНОГРАД

 

Пьер Боннар. Виноград

1928 г. Нью-Йоркский музей современного искусства

Для произведений Боннара характерны мягкие, приглушенные тона и как будто бы немного смазанные контуры. Его «Виноград» предельно прост по композиции, даже натюрмортом назвать эту картину довольно сложно: просто посреди стола, накрытого алой скатертью, стоит тарелочка с сочными гроздьями. Но посмотрите, насколько правдиво передана поверхность ягод, покрытая нежным голубоватым налетом. И насколько достоверен сам их цвет — от зеленого до золотистого.

 

 

 

 

ПЬЕР БОННАР. ПИСЬМО

 

Пьер Боннар. Письмо

Ок. 1906 г. Национальная галерея искусства, Вашингтон

Женские образы Боннара обычно нежны, скромны и задумчивы: женщины и девушки на его картинах редко одаривают нас прямым взглядом. Обычно художник представляет их в полупрофиль, с опущенными глазами. ...Девушка пишет письмо, все ее внимание приковано к листочку бумаги. Она на минуту задумалась, подбирая слова. Лежащие на столе листки наводят на мысль, что она уже начинала писать, зачеркивала, начинала снова... Видимо, это письмо очень важно для нее.

 

 

 

 

ПЬЕР БОННАР. ОБНАЖЕННАЯ В ВАННОЙ

 

Пьер Боннар. Обнаженная в ванной

1932 г. Нью-Йоркский музей современного искусства

С одной стороны, «Обнаженная...» Боннара — прямая наследница красавиц Ренуара и Дега. Есть что-то общее и в композиции, и в бесхитростном желании художника сделать сценку как можно более жизненной. Но уже гораздо более смелым по сравнению с импрессионистскими полотнами становится цветовое решение (некоторые видят здесь даже ростки поп-арта!), гораздо более условными — композиция и перспектива.

 

 

 

 

ПЬЕР БОННАР. МОСТ КОНКОРД

 

Пьер Боннар. Мост Конкорд

1913-1915 гг. Галерея Тейт, Лондон

Изо дня в день по мосту идут люди, проезжают экипажи; изо дня в день он становится свидетелем встреч и разлук. И на картине мост не просто переправа. Не зря цвет перил на первом плане перекликается с цветом плывущих над рекой облаков: мост превращается в городской символ, в олицетворение связи времен. Фигурки людей решены обобщенно, они здесь лишь статисты...

 

 

 

 

ПЬЕР БОННАР. КОШКИ НА ПЕРИЛАХ

 

Пьер Боннар. Кошки на перилах

1909 г. Художественный музей Охара, Курасики

«Искусство никогда не сможет существовать без природы», — утверждал Боннар. Какие бы скрытые символы мы не находили в творчестве, как бы авангардно не оформляли свои работы, если нет связи с реальной жизнью, пусть даже совсем зыбкой, если произведение никак не отзывается в душе зрителя — значит, его просто не существует. И часто новаторские полотна художника согреваются вот такими сценками, как, например, эти два расположившихся на перилах кота.

 

 

 

 

ПЬЕР БОННАР. БРАТЬЯ БЕРНХЕЙМ-ЖЕН

 

Пьер Боннар. Братья Бернхейм-Жен

1920 г. Музей д’Орсе, Париж

Братья Жозеф и Гастон Бернхейм-Жен были меценатами и торговцами живописью. Несмотря на достаточно обобщенную трактовку внешности персонажей, художник умудряется дать им определенные характеристики: более властный, приземленный старший и более утонченный, спокойный младший. Интересна композиция картины: взгляд зрителя направляется от газеты, которую держит в руках персонаж на первом плане, через заваленный бумагами стол наискосок — и останавливается на второй фигуре.