Французский график, скульптор и художник Огюст Ренуар известен, прежде всего, как мастер сентиментального светского портрета. Ренуара называют одним из самых оптимистичных мастеров, художником, не создавшим ни одной печальной картины.
Огюст Ренуар. Картины художника
- Огюст Ренуар. Дама в черном платье
- Огюст Ренуар. Молодая девушка, расчесывающая волосы
- Огюст Ренуар. Весенний букет
- Огюст Ренуар. Ребенок с кнутиком
- Огюст Ренуар. Купальщица
- Огюст Ренуар. Площадь Сан-Марко, Венеция
- Огюст Ренуар. Танец в Буживале
- Огюст Ренуар. Набросок для «танца»
- Огюст Ренуар. В саду под деревьями
- Огюст Ренуар. Лягушатник
- Огюст Ренуар. У озера
- Огюст Ренуар. Завтрак гребцов
- Огюст Ренуар. Мадам Шарпантье и ее дети
- Огюст Ренуар. Автопортрет
- Огюст Ренуар. Жюли Мане
- Огюст Ренуар. Тамарис, Франция
- Огюст Ренуар. Девочка с обручем
Огюст Ренуар. Дама в черном платье
1876 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Как известно, импрессионисты практически изгнали из своих полотен черный и другие темные цвета, сделав цветными даже тени на вспаханной земле. Ренуар, напротив, называл черный «королем цвета», но превращал его в настоящую визуальную головоломку: такого богатства оттенков черного, пожалуй, не достиг в своей живописи больше ни один художник.
Огюст Ренуар. Молодая девушка, расчесывающая волосы
1894 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
В творчестве художника выделяют несколько периодов, в частности «перламутровый», когда Ренуар начал придавать цвету на своих полотнах нежные, прозрачные переливы оттенков. К этому периоду относится «Девушка, расчесывающая волосы».
Огюст Ренуар. Весенний букет
1866 г. Музей Гарвардского университета
Цветы на картинах Огюста Ренуара — не символ быстротечности жизни и ее увядания, а олицетворение радости и вечного торжества природы.
Огюст Ренуар. Ребенок с кнутиком
1875 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Никто не знает, мальчик на картине или девочка — в то время малыши в зажиточных семьях носили юбочки и длинные волосы независимо от пола. Ренуар любил писать портреты детей, хотя многие художники тогда не видели в них достойную натуру.
Огюст Ренуар. Купальщица
1892 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Выражения «ренуаровские женщины», «ренуаровская красавица» стали почти нарицательными: эти нежные и в то же время чувственные образы очень узнаваемы. Именно Ренуар «отвлек» импрессионистов от пейзажей и создал импрессионистский канон изображения человека. Как шутил он сам, «портрет женщины я считаю законченным, если мне хочется ее ущипнуть».
Огюст Ренуар. Площадь Сан-Марко, Венеция
1881 г. Институт искусств Миннеаполиса
В начале 1880-х годов художник побывал в Италии и был очень впечатлен оригиналами работ мастеров Ренессанса. В его собственном творчестве после этого начался «энгровский» период, более сдержанный и холодный. Но «Площадь Сан-Марко» — это еще импрессионизм в чистом виде.
Огюст Ренуар. Танец в Буживале
1883 г. Музей изобразительных искусств, Бостон
В Буживале — одном из парижских предместий — в то время любили отдыхать представители разных сословий и разного достатка. И Ренуар представляет момент стремительного танца развеселившихся дамы и кавалера — их движение подчеркнуто размытым фоном, что сразу привлекает внимание к главным героям картины. Интересно, что первоначально на полотне была изображена совсем другая женщина — это показало рентгенологическое исследование. Для окончательного варианта позировала натурщица и художница Сюзанна Валадон. Мужчина — возможно, друг художника Поль Лот.
Огюст Ренуар. Набросок для «танца»
1883 г. Музей искусств Гонолулу
Выше уже говорилось о том, что картину «Танец в Буживале» художник подвергал переделке (всего он создал несколько картин подобной тематики, например, «Танец в городе» и «Танец в деревне»). Карандашный набросок, видимо, относится к последнему. Позировала в данном случае швея и натурщица Алина Шариго, будущая жена художника. Брак был заключен в 1890 году, когда в семье уже родился первый сын — Пьер (всего детей было трое).
Огюст Ренуар. В саду под деревьями
1875 г. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва
Момент отдыха после веселья и танцев — несколько мужчин и женщин уселись за столик под деревьями, чтобы пообщаться в спокойной обстановке. Ренуар часто изображал своих друзей и знакомых, и на этой картине исследователи «узнали» Клода Моне, известную в то время натурщицу Нини, а также (предположительно) Франса Лами и Альфреда Сислея. Главное достижение художника — блестяще переданные лучи солнца, проникающие сквозь густую листву.
Огюст Ренуар. Лягушатник
1869 г. Музей изобразительных искусств им. A. С. Пушкина, Москва
«Лягушатником» называлось кафе на воде у берега Сены, к которому примыкало несколько мостиков и островков. В хорошую погоду все это вкупе с кружевной листвой прибрежных деревьев создавало удивительные светотеневые эффекты, мимо которых художник, конечно, просто не мог пройти! «Лягушатник» Ренуара — это очень жизнерадостное, светлое, истинно «летнее» произведение. Картина со схожим сюжетом есть и у Клода Моне.
Огюст Ренуар. У озера
Ок. 1880 г. Художественный институт Чикаго
Художник признавался: «Во время работы я чувствую себя пробкой, которую несет по волнам, и я лишь отдаюсь на их волю». Для Ренуара не было второстепенного в живописи, любую сценку он изображал с одинаковой самоотдачей. На картине «У озера» солнечный свет — не менее важный персонаж, чем увлеченная беседой парочка.
Огюст Ренуар. Завтрак гребцов
1880-1881 гг. Коллекция Филлипса, Вашингтон
Гребцы — в данном случае не профессия, художник изобразил компанию своих приятелей, которые в солнечный летний день собрались покататься на лодках и приятно провести время. Ресторан «Фурнез», в котором расположилась компания, существует по сей день — сейчас там еще и музей импрессионистского искусства.
Огюст Ренуар. Мадам Шарпантье и ее дети
1878 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Этот портрет супруги крупного издателя и коллекционера Жоржа Шарпантье стал знаковым для художника — картина имела большой успех, и на Ренуара посыпались заказы, обеспечившие ему вполне безбедную жизнь. Некоторая «салонность» портрета сочетается с несомненно импрессионистскими приемами передачи цвета и света.
Огюст Ренуар. Автопортрет
1876 г. Художественный музей Фогга, Кембридж
Тридцатипятилетний художник, оставляя фон портрета почти не прописанным, словно подчеркивает этим свой вечный творческий поиск и зыбкое будущее: впереди годы живописных экспериментов, пробы, разочарования, признание.
Огюст Ренуар. Жюли Мане
1887 г. Музей д’Орсе, Париж
Мы снова встретились с уже известной вам Жюли Мане — дочерью Берты Моризо. Доброту девочки, ее трепетное отношение ко всему живому художник подчеркнул очень своеобразно: взгляните на мордочку кошки, которую Жюли держит на руках — животное выглядит совершенно счастливым. Жюли впоследствии тоже стала известной художницей.
Огюст Ренуар. Тамарис, Франция
Ок. 1885 г. Институт искусств Миннеаполиса
Морская бухта, окруженная со всех сторон скалами, золотисто-голубая дымка, посветлевшая от зноя зелень деревьев — характерная атмосфера приморского городка... «Даже изображая персонажи такими, каковы они есть, — писал Ренуар, — художник, обладающий темпераментом живописца, может доставить своей живописью бесконечное удовольствие».
Огюст Ренуар. Девочка с обручем
1885 г. Национальная галерея искусства, Вашингтон
Многие живописцы того времени (и не только они) считали ребенка лишь уменьшенной копией взрослого и относились к детям соответственно. Ренуар отличался умением представить маленького человека как личность со своим характером, предпочтениями, интересами. Так и здесь — несмотря на нежный возраст, девочка, остановившись посреди игры, внезапно погрузилась в мысли, задумчиво глядя сквозь зрителя. Прохладная, зеленовато-голубая палитра усиливает впечатление сдержанности и спокойствия.