Якоб ван Рёйсдал

ЯКОБ ВАН РЁЙСДАЛ. МЕЛЬНИЦА ОКОЛО ДЮРСТЕДЕ

 

ЯКОБ ВАН РЁЙСДАЛ. МЕЛЬНИЦА ОКОЛО ДЮРСТЕДЕ

1670 г. Рейксмюсеум, Амстердам

Якоба ван Рёйсдала относят к самым выдающимся пейзажистам за всю историю нидерландской живописи. Его картины — это не просто запечатление состояния природы, это своего рода многоголосая живописная мелодия, заставляющая зрителя не столько рассмотреть, сколько прочувствовать. Главные герои полотен Рёйсдала — деревья, водопады, облака, поля. Даже мельница на фоне предгрозового неба кажется одушевленным персонажем.

 

 

 

ЯКОБ ВАН РЁЙСДАЛ. РЕЧНОЙ БЕРЕГ

 

ЯКОБ ВАН РЁЙСДАЛ. РЕЧНОЙ БЕРЕГ

1649 г. Национальная, галерея Шотландии, Эдинбург

Сдержанными, серебристо-матовыми красками художник передает ощущение замершего под летним зноем пейзажа. Люди на его картинах скорее играют роль статистов: выехал на берег всадник, медленно пересекает реку лодочник. Огромное корявое дерево в левой части картины выглядит гораздо более «человечным» и живым, нежели кукольные фигурки среди зелени.

 

 

 

ЯКОБ ВАН РЁЙСДАЛ. МОРСКОЙ ПЕЙЗАЖ

 

ЯКОБ ВАН РЁЙСДАЛ. МОРСКОЙ ПЕЙЗАЖ

2-я треть XVII в. Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид

Небо — то высокое и солнечное, то прозрачно-сияющее, то низкое и мрачное — занимает большую часть полотна на многих картинах ван Рёйсдала. В «Морском пейзаже» стремительно гонимые бурей тучи усиливают эффект движения, повторяя очертания рвущегося корабельного паруса и бушующей пены у самого берега. В некотором смысле ван Рёйсдал стал предтечей не только импрессионистов, но и романтиков с их идеей слияния души и природы...

 

 

 

ЯКОБ ВАН РЁЙСДАЛ. ВИД НА ХАРЛЕМ

 

ЯКОБ ВАН РЁЙСДАЛ. ВИД НА ХАРЛЕМ

2-я треть XVII в. Рейксмюсеум, Амстердам

«Картина-обманка»: Харлем на этой картине присутствует, но — лишь в виде очертаний крыш и шпилей далеко на горизонте. А на первом плане — непритязательные деревенские домики, аккуратно, как по линейке, расчерченные поля... На огороды и сады пала тень от наползающих клочковатых туч, и крестьяне (их фигурки с трудом можно рассмотреть на фоне поля) с тревогой вглядываются в небо. Художником очень точно передано ощущение борьбы света и тени, солнца и грозы. На крыши избушек как будто падает последний перед бурей солнечный луч, окрашивая их в золотистые и розовые тона. Кроны деревьев пронизаны светом, усиливая тревожное, трепетное ощущение.

 

 

 

ЯКОБ ВАН РЁЙСДАЛ. ПШЕНИЧНЫЕ ПОЛЯ

 

ЯКОБ ВАН РЁЙСДАЛ. ПШЕНИЧНЫЕ ПОЛЯ

Ок. 1670 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Вопреки названию, в центре «повествования» здесь вовсе не поля, а дорога. Неровная, с разъезженными колеями, с ухабами и кочками, с лежащими на обочине бревнами, она поневоле настраивает на философский лад, особенно когда мы видим на втором плане маленькие фигурки путников. Куда идут эти люди? Будет ли их жизненный путь таким же светлым, как синее летнее небо над их головами? Не превратятся ли легкие облака в грозовые тучи?

 

 

 

 

ЯКОБ ВАН РЁЙСДАЛ. ПЕЙЗАЖ

Снова дорога, снова небо — но на этот раз словно размытое недавним дождем и неярким светом. То ли раннее утро, то ли предвечерняя тишина царят на этом полотне, и снова на первый план выходят не люди и не творения их рук (деревенские домики как будто прячутся за пригорком и густой листвой), а создания природы — деревья. Абсолютное безветрие, не шевельнется ни один листок, не нарушает тишину ни пение птиц, ни звук человеческих шагов — две маленькие фигурки на дороге, кажется, как будто парят в воздухе... Иоганн Вольфганг Гете называл Рёйсдала художником «с поэтическим мышлением». С этим трудно не согласиться.