Монтичелли с его пристрастием к открытым цветам, к изображению игры света и тени часто относят к предшественникам импрессионистов, тем более что он был дружен с некоторыми представителями барбизонцев. Но сам художник предпочитал говорить о том, что идет по собственному пути и не желает кому-либо подражать.
Адольф Монтичелли. Картины художника
Адольф Монтичелли. Букет
Ок. 1875 г. Коллекция Филлипса, Вашингтон
В «Букете» раскрылась яркая жизнерадостная палитра художника.
Адольф Монтичелли. Портрет мадам Паскаль
1871 г. Музей изобразительных искусств, Марсель
Удивительное произведение — из, казалось бы, как попало нанесенных на холст линий, цветовых пятен и штрихов «вырастает» женская фигура. Монтичелли предвосхищает искания неоимпрессионистов — Жоржа Сёра, Поля Синьяка. Они будут экспериментировать с линиями и точками,создавая полотна, которые можно как следует рассмотреть только на определенном расстоянии.
Адольф Монтичелли. Дамы в саду
1870 г. Художественная галерея Уокер, Ливерпуль
При создании картин художник использовал любые подручные средства: помимо кисти, он рисовал шпателями, деревянными палочками, собственными пальцами... «Дамы в саду» с их почти полной беспредметностью, иллюзией пульсации живописного слоя и хаосом линий — своего рода шаг в сторону будущего искусства авангарда.