Именно Эль Греко многие импрессионисты называли «своим предшественником из XVI столетия». Динамика его работ, напряженные, звенящие цвета — все это позволяет говорить о том, что художник опередил свое время.
Эль Греко. Картины художника
- Эль Греко. Поклонение волхвов
- Эль Греко. Успение Богородицы
- Эль Греко. Вид Толедо
- Эль Греко. Поклонение волхвов
- Эль Греко. Совлечение одежд с Христа
Эль Греко. Поклонение волхвов
1568 г. Музей Соумайя, Мехико
Сознательное нарушение пропорций, некоторая «изломанность» фигур будут через много лет характерны для постимпрессионистов, кубистов, экспрессионистов.
Эль Греко. Успение Богородицы
1577 - 1579 гг. Чикагский институт искусств
Художник утверждал, что гораздо важнее для живописца воображение и интуиция, нежели строгое знание правил гармонии и перспективы. Идя подчас на сознательное нарушение живописных законов, он создавал удивительно живые композиции. Эль Греко укоряли в небрежности, в нежелании следовать традициям... Он же ставил на первое место свободу творчества и отрицал любые каноны, если они ограничивают полет фантазии художника. Время показало, что он был прав. А «Успение Богородицы» вошло в золотой фонд искусства.
Эль Греко. Вид Толедо
1596 - 1600 гг. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Картина также носит название «Толедо в грозу». На город медленно наползает черная туча, а по земле тревожно мечутся отблески света, пробившегося через облака. Зритель почти физически ощущает душный предгрозовой воздух, кажется, что вот-вот на лицо упадут капли дождя... Большинство зданий, изображенных на картине Эль Греко, существуют по сей день. Правда, мастер добавил несколько построек «от себя».
Эль Греко. Поклонение волхвов
1565-1567 гг. Музей Бенаки, Афины
Этот вариант «Поклонения волхвов» был написан на стенке сундука. «Поклонение» относится к ранним работам Эль Греко и не очень характерно для его последующего динамичного стиля. Исследователи находят здесь много общего с византийскими иконами. Ничего удивительного — художник был греком по происхождению.
Эль Греко. Совлечение одежд с Христа
1577-1579 гг. Толедский собор
Важнейшим элементом живописи художник всегда считал цвет. И в «Совлечении одежд с Христа» алые тона одеяния Спасителя, резкие складки ткани, придающие изображению объем и динамику, сразу определяют логический и смысловой центр картины. Гнетущее ощущение от происходящего усиливается тем, что Эль Греко сознательно перегружает пространство фигурами, словно лишая картину воздуха и света, делая зрителя соучастником.