Роберт Беван. Вспашка в Бретани
1893 г. Галерея Тейт, Лондон
Англичанина Роберта Бевана сложно причислить к какому-то определенному направлению. Он писал картины и в духе пуантилизма, и «синтетические», и строго реалистические, без каких-либо авангардных изысков. И все же в живописи у него было свое собственное лицо: немного суховатые, но очень продуманные с точки зрения композиции и рисунка картины. «Вспашка в Бретани» — скорее эскиз, довольно необычный по колориту, в нежных тонах, напоминающих китайскую живопись на шелке.
Роберт Беван. Олдвич
1924 г. Йельский центр британского искусства, Нью-Хейвен
Олдвич — улица в Лондоне. Туманный, типично английский колорит. В строгой графичности этой картины, в ее сдержанной цветовой гамме сказалось увлечение художника литографией. На картине много интересных для современного горожанина деталей: слева виднеется вагон омнибуса, который тогда был популярным средством передвижения, а возле памятника в центре находятся кормушка и поилка для лошадей.
Роберт Беван. Утро над вспаханными полями
Ок. 1904 г. Галерея Тейт, Лондон
Бывают ли вспаханные поля розового цвета? В реальности, наверное, нет. Но в воображении художника, которому важно представить не фотографическую копию реальности, а образ раннего утра над полем, безусловно, бывают. Нежные цвета — голубой, сиреневый, розовый, золотистый — прекрасно создают образ пробуждающейся с рассветом природы. Картина написана в 1904 году, а уже в 1905-м состоялась его первая выставка.
Роберт Беван. Каштан
1916 г. Ашмольский музей искусства и археологии, Оксфорд
Можете определить, творческими поисками и достижениями какого художника вдохновлялся Беван при работе над этой картиной? Конечно же, Сезанна! Кристаллические сине-зеленые кроны деревьев, геометричные мазки, четкая светотень. Помимо живописного новаторства, для работ Бевана начала XX века был характерен определенный символизм: его каштан, как зоркий страж, прикрывает своей кроной расположившиеся рядом с ним домики, а лесистые холмы на втором плане ограждают их от бурь.
Роберт Беван. Представление в Татерсалс
Ок. 1919 г. Ашмольский музей искусства и археологии, Оксфорд
Забавный вопрос: мог ли Роберт Беван познакомиться с картиной нашего соотечественника Кузьмы Петрова-Водкина «Купание красного коня», созданной в 1912 году? В стилистике, цветовой гамме и форме можно найти много общего! Так или иначе, ярко-синий конь на этой картине — это, безусловно, в первую очередь символический образ. Олицетворение природной мощи, грации, силы и красоты. Люди, хоть они и управляют конями, второстепенны.