Поль Гоген


ПОЛЬ ГОГЕН. ЖЕНЩИНЫ НА ПЛЯЖЕ

 

ПОЛЬ ГОГЕН. ЖЕНЩИНЫ НА ПЛЯЖЕ

1891 г. Музей д’Орсе, Париж

Биография Поля Гогена невероятно цветиста: в детстве он жил с родителями в Перу, затем во Франции, в Дании и, наконец, осел на островах Океании — сначала на Таити, потом на Хива-Оа. Первоначально он был близок к импрессионистам и участвовал в их выставках, затем отдал должное символизму и, наконец, выработал свой узнаваемый стиль — яркий, экзотический, в котором явно отразилось влияние искусства народов Океании. Его «Женщины на пляже» — достоверный портрет представительниц местного населения. Кстати, Гоген был женат на таитянке.

 

 

ПОЛЬ ГОГЕН. ВИДЕНИЕ ПОСЛЕ ПРОПОВЕДИ, ИЛИ БОРЬБА ИАКОВА С АНГЕЛОМ

 

ПОЛЬ ГОГЕН. ВИДЕНИЕ ПОСЛЕ ПРОПОВЕДИ, ИЛИ БОРЬБА ИАКОВА С АНГЕЛОМ

1888 г. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург

В 1880-х годах художник некоторое время провел в художественной колонии Понт-Авен, представители которой создали множество полотен в духе символизма, и Поль Гоген также стремился отразить в своих картинах «второе дно», заставить зрителя самостоятельно искать скрытый смысл. В «Видении после проповеди» совмещаются быт и Священное Писание.

 

 

ПОЛЬ ГОГЕН. ЖЕНЩИНА С ЦВЕТКОМ

 

ПОЛЬ ГОГЕН. ЖЕНЩИНА С ЦВЕТКОМ

1891 г. Новая глиптотека Карлсберга, Копенгаген

На картине представлена жительница острова Таити, имя которой история не сохранила. Для таитян того времени была характерна смесь коренной культуры и прививаемой европейцами культуры христианской. Отсюда такое странное сочетание: цветы гардении в волосах и скромное европейское платье. В экзотических чертах местных жителей художник видел особую красоту — ту, которая не нуждается в правильности.

 

 

ПОЛЬ ГОГЕН. ДУХ МЕРТВЫХ НЕ ДРЕМЛЕТ

 

ПОЛЬ ГОГЕН. ДУХ МЕРТВЫХ НЕ ДРЕМЛЕТ

1892 г. Художественная галерея Олбрайт-Нокс, Буффало

Художник, склонный к символическим образам и очарованный таитянскими легендами, проиллюстрировал извечный страх островитян перед темнотой, наполненной, по их представлениям, злобными духами умерших. Иррациональный ужас воплощается по воле художника в образе старой туземки, одетой в черное, с напоминающим маску лицом. Неподвижность — тоже одна из примет смерти.

 

 

ПОЛЬ ГОГЕН. ПРАЧКИ ПОНТ-АВЕНА

 

ПОЛЬ ГОГЕН. ПРАЧКИ ПОНТ-АВЕНА

1886 г. Музей д’Орсе, Париж

Картина относится к бретонскому периоду жизни Гогена и создана им в колонии Понт-Авен. «А где же прачки?» — часто спрашивают посетители, стоя перед полотном в музее д'Орсе. Но присмотритесь: прямо на первом плане, на берегу мелкой речушки, можно увидеть несколько согнутых в три погибели фигурок. Они настолько слились с окружающим пейзажем, что их можно принять за небольшие валуны.

 

 

ПОЛЬ ГОГЕН. САД ПОД СНЕГОМ

 

ПОЛЬ ГОГЕН. САД ПОД СНЕГОМ

1879 г. Музей изобразительных искусств, Будапешт

Для многих имя Гогена ассоциируется исключительно с таитянской экзотикой. Но были у него и вполне обыденные пейзажи периода творческого поиска, как, например, «Сад под снегом»: ветер и метель превратили небольшой садик в настоящее снежное царство, а дома едва видны из-за сугробов. Пройдет время, и бело-серо-голубая гамма перестанет быть характерной для художника.

 

 

ПОЛЬ ГОГЕН. ЖЕЛТЫЙ ХРИСТОС

 

ПОЛЬ ГОГЕН. ЖЕЛТЫЙ ХРИСТОС

1889 г. Художественная, галерея Олбрайт-Нокс, Буффало

Картина «понт-авенского» периода, которую многие сочли оскорбительной из-за нестандартной трактовки образа Спасителя. Но... обратите внимание: на втором плане изображен работающий на поле пахарь, которому нет никакого дела до находящегося почти рядом с ним распятия. «Можем ли мы считать себя добрыми христианами, если не видим творящегося рядом зла?» — таков посыл картины.

 

 

ПОЛЬ ГОГЕН. ВЕТЧИНА

 

ПОЛЬ ГОГЕН. ВЕТЧИНА

1889 г. Коллекция Филлипс, Вашингтон

В арсенале Гогена не так уж много натюрмортов, и те, что есть, заслуживают пристального внимания! Его ветчина, лежащая в тарелке на металлической подставке, написана на оранжево-красном фоне. На втором плане видны цепи, подобные тем, на которых висят туши на бойне. Весь этот антураж придает банальному натюрморту сходство с древним жертвенником.

 

 

ПОЛЬ ГОГЕН. ЖЕНЩИНА ПЕРЕД НАТЮРМОРТОМ СЕЗАННА

 

ПОЛЬ ГОГЕН. ЖЕНЩИНА ПЕРЕД НАТЮРМОРТОМ СЕЗАННА

1890 г. Художественный институт Чикаго

В молодости Поль Гоген занимался коллекционированием и продажей картин, благодаря этому он познакомился с Писсарро, Сезанном, Эдгаром Дега. Судя по всему, героиня представлена на фоне произведения Сезанна «Ваза с фруктами, стакан и яблоки» — таким образом, один художник наглядно высказал свое почтение другому.

 

 

ПОЛЬ ГОГЕН. ПЕЙЗАЖ БРЕТАНИ (БРЕТОНСКИЙ МАЛЕНЬКИЙ ПАСТУХ)

 

ПОЛЬ ГОГЕН. ПЕЙЗАЖ БРЕТАНИ (БРЕТОНСКИЙ МАЛЕНЬКИЙ ПАСТУХ)

1888 г. Национальный музей западного искусства, Токио

В этой картине 1888 года отразились сразу несколько живописных направлений того времени: импрессионистская гамма и стремление задержать мгновение (прохлада поздней осени передана и правда безупречно!), черты пуантилизма — обратите внимание на мелкие, создающие объем мазки...

 

 

ПОЛЬ ГОГЕН. ДОРОГА СРЕДИ ТОПОЛЕЙ

 

ПОЛЬ ГОГЕН. ДОРОГА СРЕДИ ТОПОЛЕЙ

1883 г. Новая глиптотека Карлсберга, Копенгаген

Теплая гамма — зеленый, охристо-золотистый, коричневый цвета, еще не скоро появятся неистовые таитянские пейзажи. «Дорога среди тополей» вызывает в памяти творения мастеров барбизонской школы. Кстати, художественного образования у Гогена не было.

 

 

ПОЛЬ ГОГЕН. ВСАДНИКИ НА ПЛЯЖЕ (II)

 

ПОЛЬ ГОГЕН. ВСАДНИКИ НА ПЛЯЖЕ (II)

1902 г. Культурный центр имени Ставроса Ниархоса, Южные Афины

«Модели для нас, художников, — писал Поль Гоген, — это лишь типографские литеры, дающие нам возможность выразить себя». Понятно, что даже экзотические острова Океании не могли подарить художнику такого буйства красок, которое царит на картинах Гогена. Но так ли важно, где заканчивается достоверность и начинается фантазия? В трактовке художника молодые островитяне, скачущие на лошадях по ярко-розовому песку, превращаются почти в героев древних легенд.

 

 

ПОЛЬ ГОГЕН. САДЫ ВОЖИРАРА

 

ПОЛЬ ГОГЕН. САДЫ ВОЖИРАРА

1879 г. Музей искусств Колледжа Смита, Нортгемптон

В 1879 году Гоген гостил в Понтуазе у Камиля Писсарро, поэтому вполне объяснимо, что начинающий живописец(в молодости художник был биржевым брокером, но впоследствии полностью посвятил себя живописи) в чем-то подражает уже признанному мэтру. «Искусство — либо плагиат, либо революция», — говорил Поль Гоген. До революции было еще далеко.